Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Чукальская основная общеобразовательная школа"
Республика Мордовия, Ардатовский район, село Чукалы
  • География 9 класс.
    География 9 класс
    География
    9-9 класс
    Автор
    Дронов В.П., Савельева Л.Е.
    Класс
    9-9 класс
    Предмет
    География
    Программа
    Рабочие программы. География. В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. Предметная линия учебников «Сферы». 5 – 9 классы.
    Издательство
    Просвещение
    Вид материала
    учебник

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по географии для 9 класса составлена в соответствии с основным положением Федерального государственного образовательного стандарта основного образования, на основе Рабочей программы. География.  В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. Предметная линия учебников «Сферы». 5 – 9 классы.  Москва «Просвещение» 2011г.

    Основная цель географии в системе общего образования — сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.

    Общая характеристика учебного предмета

    География — единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественно- научного знания. В ней реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация, которые должны способствовать формированию общей культуры молодого поколения. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии для основной школы, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется огромное образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.

    Описание места предмета в учебном плане

    По учебному плану школы на изучение географии в  9 классе отведено по по 2 часа в неделю, за год по 68 часов ( на 34 рабочих недели)

    Добавлено согласно учебного плана в:  раздел1 «Хозяйство России» - 1 час, раздел 2 «Районы России»-2 часа,

     раздел 3 «Место России в мире» 2 часа на повторение и контрольные работы .

    Данную рабочую программу реализует следующий УМК «Сферы» для 9 класса

    1.Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Россия: природа, на селение, хозяйство. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва ,»Просвещение,2016

    2.География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс. Электронное приложение к учебнику авторов Дронова В.П., Савельевой Л.Е.

    3.Ходова Е.С., Ольховая Н.В. География. Россия: природа, на селение, хозяйство. Тетрадь тренажёр. 9 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.

    Москва ,  «Просвещение»,2016

    4.География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь практикум. 9 класс. Пособие для учащихся общеобразователь ных учреждений. Москва   «Просвещение» ,2017

    5.Барабанов В.В. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь экзаменатор. 9 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение»,2016

    6.География. Россия: природа, население, хозяйство. Атлас. 8–9 классы. Москва   «Просвещение»,2016

    7.География. Россия: природа, население, хозяйство. Контурные карты. 9 класс. Москва ,  «Просвещение»,2016

    Планируемые результаты обучения

    Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

    Важнейшие личностные результаты обучения географии:

      1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общест ва; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

      1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий

    • профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

      1. формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

      1. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми

    • достигать в нём взаимопонимания;
    1. освоение  социальных  норм,  правил  поведения,  ролей

    • форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных
    • экономических особенностей;

      1. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

      1. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

      1. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих

    жизни   и  здоровью  людей,   правил  поведения   на  транспорте

    • на дорогах;

      1. формирование экологического сознания на основе при знания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

      1. осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;

      1. развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

    Метапредметные  результаты включают освоенные обучающи мися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

    Важнейшие  метапредметные результаты обучения географии:

    1)   умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и позна вательной  деятельности,  развивать  мотивы  и  интересы  своей познавательной деятельности;

    1. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

      1. умение оценивать правильность выполнения учебной за дачи, собственные возможности её решения;

      1. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

      1. умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

      1. умение  создавать,  применять  и  преобразовывать  знаки

    • символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

      1. смысловое чтение;

      1. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

      1. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

    11)формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ компетенции).

    Предметными результатами освоения выпускниками основ ной школы программы по географии являются:

    1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества

    • своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды
    • рационального природопользования;

      1. формирование первичных навыков использования терри ториального подхода как основы географического мышления

    для осознания своего места в целостном, многообразном и быст ро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

    3) формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географи ческого освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

    1. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

    1. овладение основами картографической грамотности и ис пользования географической карты как одного из «языков» международного общения;

    1. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

    1. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

    1. формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
    2. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количе ственных и качественных характеристик компонентов географи ческой среды, в том числе её экологических параметров;

    1. овладение основами картографической грамотности и ис пользования географической карты как одного из «языков» международного общения;

    1. овладение основными навыками нахождения, использова ния и презентации географической информации;

    1. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техно генных катастроф;
    2. формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного по ведения в окружающей среде.

    Раздел 1. Хозяйство России

    Особенности хозяйства России. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Экономико-географическое положение России как фактор развития её хозяйства. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

     

    Производственный капитал. Понятие производственного капитала. Распределение производственного капитала по терри тории страны. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения и зона Севера, их особенности и проблемы. Условия и факторы размещения предприятий. Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли.

    Топливно энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи, систем трубопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. ТЭК и охрана окружающей среды. Составление характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

    Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. Гео графия важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.

    Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Чёрная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий. География металлургии чёрных, лёгких и тяжёлых цветных металлов: основные районы и центры. Металлургия и охрана окружающей среды.

    Химическая промышленность. Состав, место и значение

    • хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

    Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.

    Агропромышленный  комплекс. Состав,  место  и  значение

    • хозяйстве. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство: география основных отраслей. Определение по картам и эколого климатическим показателям основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

    Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факто ры размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Лёгкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Лёгкая промышленность и охрана окружающей среды.

     Сфера услуг (инфраструктурный комплекс). Состав, место и значение в хозяйстве. Транспорт и связь. Состав, место

    • значение в хозяйстве. География отдельных видов транспорта

    • связи: основные транспортные пути и линии связи, крупней шие транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей сре ды. География науки. Состав, место и значение в хозяйстве, ос новные районы, центры, города науки. Социальная сфера: географические различия в уровне развития и качестве жизни населения.

    Практическая работа №1«Анализ карт для определения типов территориальной структуры хозяйства

    Практическая работа №2 «Сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России»

    Практическая  работа  № 3 «Характеристика угольного бассейна России»;

    Практическая работа № 4 «Определение главных районов размещения предприятий трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения

    Практическая  работа  № 5«Определение  основных районов выращивания зерновых и технических культур»;

    Практическая  работа  №6 «Определение главных районов животноводства»

    Контрольная работа№1«Общаяхарактеристикахозяйства»

    Контрольная работа № 2 по  теме «Промышленность»

    Контрольная работа № 3по теме «Сельское хозяйство и

    агропромышленный комплекс»

    Контрольная работа №4 по теме «Сфера услуг»

    Раздел 2. Районы России

    Природно хозяйственное районирование России. Принципы и виды природно хозяйственного районирования страны. Анализ разных видов районирования России.

    Крупные регионы и районы России.

    Регионы России: Западный и Восточный.

    Западный регион

    Европейский Север

    Характеристика регионов и районов. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство

    • жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение

    • рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Население: численность, естественный прирост и миграции,

    специфика расселения, национальный состав, традиции и куль тура. Города. Качество жизни населения.

    Место и роль района, региона в социально экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно хозяйственные различия. Сравнение географического положения регионов и районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на приме ре одной из территорий региона.

    Центральная Россия

    Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство

    • жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение

    • рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Население: численность, естественный прирост и миграции,

    специфика расселения, национальный состав, традиции и куль тура. Города. Качество жизни населения.

    Место и роль района, региона в социально экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно хозяйственные различия. Сравнение географического положения регионов и районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на приме ре одной из территорий региона.

    Европейский Юг,

    Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство

    • жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение

    • рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Население: численность, естественный прирост и миграции,

    специфика расселения, национальный состав, традиции и куль тура. Города. Качество жизни населения.

    Место и роль района, региона в социально экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно хозяйственные различия. Сравнение географического положения регионов и районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на приме ре одной из территорий региона.

    Поволжье

    Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство

    • жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение

    • рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Население: численность, естественный прирост и миграции,

    специфика расселения, национальный состав, традиции и куль тура. Города. Качество жизни населения.

    Место и роль района, региона в социально экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно хозяйственные различия. Сравнение географического положения регионов и районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на приме ре одной из территорий региона.

    Урал

    Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство

    • жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение

    • рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Население: численность, естественный прирост и миграции,

    специфика расселения, национальный состав, традиции и куль тура. Города. Качество жизни населения.

    Место и роль района, региона в социально экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно хозяйственные различия. Сравнение географического положения регионов и районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на приме ре одной из территорий региона.

    Восточный. регион

    Западная Сибирь

    Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство

    • жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение

    • рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Население: численность, естественный прирост и миграции,

    специфика расселения, национальный состав, традиции и куль тура. Города. Качество жизни населения.

    Место и роль района, региона в социально экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно хозяйственные различия. Сравнение географического положения регионов и районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на приме ре одной из территорий региона.

     Восточная Сибирь

    Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство

    • жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение

    • рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Население: численность, естественный прирост и миграции,

    специфика расселения, национальный состав, традиции и куль тура. Города. Качество жизни населения.

    Место и роль района, региона в социально экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно хозяйственные различия. Сравнение географического положения регионов и районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на приме ре одной из территорий региона.

    Дальний Восток.

    Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство

    • жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение

    • рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Население: численность, естественный прирост и миграции,

    специфика расселения, национальный состав, традиции и куль тура. Города. Качество жизни населения.

    Место и роль района, региона в социально экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно хозяйственные различия. Сравнение географического положения регионов и районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на приме ре одной из территорий региона.

    Практическая работа №7

     « Анализ разных видов районирования России»;

    Практическая Работа №8 «Выявление  и  анализ  условий  для

    развития хозяйства Европейского Севера»;

    Практическая  работа  №9 Сравнительная оценка географического положения Западной и Восточной Сибири

    Практическая  работа  №10«Анализ  взаимодействия  природы  и  человека»;

    Практическая работа № 11 Анализ показателей внешней

    торговли России.

    Контрольная работа №5 по теме «Европейский Север

    Контрольная работа №6 теме  «Европейский Северо-Запад»    

    Контрольная  работа №7 по  теме  «Центральная  Россия» 

    Контрольная работа №8 по теме «Европейский Юг»

    Контрольная работа №9 по теме «Поволжье»

    Контрольная работа №10 по теме «Урал»

    Контрольная работа №11 по теме «Западная и Восточная Сибирь»

    Контрольная работа №12  по теме «Дальний Восток»

    Раздел 3 Россия в современном мире

    Россия в системе международного географического разделе ния труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты Всемирного природного и культурного наследия в России

         Итоговая контрольная работа № 13

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie