Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Чукальская основная общеобразовательная школа"
Республика Мордовия, Ардатовский район, село Чукалы
  • Информатика 9 класс.
    Информатика 9 класс
    Информатика
    9-9 класс
    Автор
    . Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В.
    Класс
    9-9 класс
    Предмет
    Информатика
    Программа
    «Информатика программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы» Бородин М.Н.,2012г., БИНОМ. Лаборатория знаний.
    Издательство
    Бином
    Вид материала
    учебник

    Пояснительная записка

    Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в -9 классе направлено на достижение следующих целей:

    • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
    • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
    • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
    • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
    • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

    Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Курс рассчитан на изучение в 9 классе – 34 учебных часа (из расчета  1 час в неделю).

    Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника «Информатика и ИКТ» для 9 класса.

    Настоящая рабочая программа составлена на основе следующего документа:

     Программы базового курса информатики, разработанной авторами учебников  Семакиным И.Г., Залоговой Л.А., Русаковым С.В., Шестаковой Л.В., содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. (Опубликовано: «Информатика программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы» Бородин М.Н.,2012г., БИНОМ. Лаборатория знаний.) Имеются некоторые структурные отличия. Так в рабочей программе изучение материала выстроено в соответствии с порядком его изложения в учебниках, что способствует лучшему его освоению учениками. За счет резерва учебного времени, предусмотренного Программой базового курса информатики, в рабочую программу включены уроки итогового тестирования по изученным темам.

    Основные задачи программы:

    • систематизировать подходы к изучению предмета;
    • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
    • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
    • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
    • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.

    Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

    Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

    Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

    Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение разделов курса заканчивается проведением контрольного тестирования.

    Содержание обучения и перечень практических работ в полном объеме совпадают с примерной (авторской) программой по предмету.

    Согласно базисному учебному плану на изучение информатики и ИКТ в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 1 ч в неделю (34 часа за год).

    В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий учащиеся 9 класса должны:

    знать/понимать:

    • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
    • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
    • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
    • что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.
    • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
    • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
    • что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
    • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
    • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
    • что такое логическая величина, логическое выражение;
    • что такое логические операции, как они выполняются.
    • что такое электронная таблица и табличный процессор;
    • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
    • какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
    • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
    • графические возможности табличного процессора.
    • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
    • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
    • что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
    • в чем состоят основные свойства алгоритма;
    • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
    • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
    • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
    • основные виды и типы величин;
    • назначение языков программирования и систем программирования;
    • что такое трансляция;
    • правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;
    • последовательность выполнения программы в системе программирования.
    • основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
    • историю способов записи чисел (систем счисления);
    • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
    • в чем состоит проблема информационной безопасности.

    Учащиеся должны уметь:

    • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одно ранговой сети;
    • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент- программы;
    • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
    • работать с одной из программ-архиваторов.
    • приводить примеры натурных и информационных моделей;
    • ориентироваться в таблично организованной информации;
    • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
    • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
    • организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД;
    • сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД;
    • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
    • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
    • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
    • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
    • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
    • создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
    • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
    • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
    • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
    • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления учебным исполнителем;
    • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
    • работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
    • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
    • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
    • отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
    • регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
    • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей;
    • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
    • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

    График реализации рабочей программы по информатике и ИКТ  9  класса

    № п/п

    Разделы, темы

    Максимальная нагрузка учащегося, ч.

    Теоретическое обучение, ч.

    Лабора­торные и

    практи­ческие работы, ч.

    Кон­трольные

    работа, ч.

    1

    Управление и алгоритмы

    10

    4

    5

    1

    2

    Введение в программирование

    18

    11

    4

    3

    3

    Информационные технологии и общество

    3

    3

    0

    0

    4

    Итоговое повторение

    3

    1

    1

    1

    Итого

    34

    19

    10

    5

    Содержание программы учебного предмета.

    1. Управление и алгоритмы 10 ч. Управление и кибернетика. Определение и свойства алгоритма. ГРИС. Ветвления. Циклы.

    2. Введение в программирование 18 ч. Что такое программирование. Программирование на Паскале. Линейное программирование. Ветвления. Циклы.  Массивы.

    3. Информационные технологии и общество 3 ч. Предыстория информатики. История чисел, ЭВМ, ПО и ИКТ.

    4. Итоговое повторение. 3 ч. Текстовые редакторы, редакторы электронных таблиц, СУБД, системы счисления, элементы логики.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie