- Автор
- С.Г.Бархударов и др.
- Класс
- 9-9 класс
- Предмет
- Русский язык
- Программа
- Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 класс М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, ЛА. Тростенцова
- Издательство
- Просвещение
- Вид материала
- учебник
I.Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе примерной программы основного общего образования и авторской программы по русскому язык (Русский язык. Рабочие программыМ.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского и др. (М.: Просвещение, 2016).Учебник: Русский язык 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский – М.: Просвещение - 2019.
Программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «Чукальская ООШ» и учебному плану МБОУ «Чукальская ООШ» на 2021-2022 учебный год.
Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем авторской программы, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Программа рассчитана на 3 учебных часа в неделю, на 102 учебных часа в год.
II.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
- понимать содержание прочитанных научно-популярных, публицистических, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана (в устной и письменной форме);
- понимать роль языка в жизни человека, общества, государства; приобщаться через изучение русского языка к ценностям национальной и мировой культуры;
- свободно общаться в различных формах и на разные темы;свободно использовать словарный запас;
- составлять тексты по различным темам по изученной проблематике, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающихся.
Обучающийся получит возможность научиться:
-излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения;
-анализировать и характеризовать тексты изученных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры;
-определять изученные жанры, основные экстралингвистические и лингвистические особенности научных, публицистических, официально-деловых текстов, текстов разговорного характера и художественной литературы;
-соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
-применять синтаксические знания и умения в практике правописания;
-соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
-планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
Метапредметные результаты.
Обучающийся научится:
-адекватно понимать коммуникативные установки, темы текста, основной мысли устного и письменного сообщения, главной и избыточной информации;
-владеть просмотровым, ознакомительным, изучающим чтением текстов стилей и жанров
-извлекать информацию из учебника и учебных пособий, компакт-дисков учебного назначения, ресурсов Интернета; пользоваться учебными словарями, толковым, фразеологическим и другими лингвистическими словарями, в том числе на электронных носителях;
-определять цели учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;
-создавать устные и письменные тексты изученных типов, стилей речи и жанров с учётом ситуации общения;
-правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (последовательность, связность, соответствие теме и др.); выражать своё отношение к прочитанному, услышанному, увиденному;
-находить и извлекать информацию в различном контексте;
-объяснять и описывать явления на основе полученной информации;
-анализировать и интегрировать полученную информацию;
-формулировать проблему, интерпретировать и оценивать ее;
-делать выводы, строить прогнозы, предлагать пути решения.
Обучающийся получит возможность научиться
-использовать родной язык как средства получения знаний по другим учебным предметам;
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-применять приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни;
-записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
-создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.
Личностные результаты.
У обучающегося будут сформированы:
- способность понимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей русского народа,
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- формулировать и объяснять собственную позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина.
Обучающийся получит возможность сформировать:
- компетентность в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- адекватную позитивную самооценку и Я-концепции;
- готовность к самообразованию и самовоспитанию;
- эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающееся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
- выраженную устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению.
III. Содержание курса «Русский язык» в 9 классе.
Международное значение русского языка. (1ч.)
Повторение изученного в 5-8 классах. (8 ч.)
Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили речи. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложение с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкции.
РР. Устное сообщение. Написание письма. Изложение с продолжением.
КР. Контрольный диктантпо теме «Повторение пройденного в 5-8 классах».
Сложное предложение. Культура речи. (6 ч.)
Понятие о сложном предложении. Сложные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.
РР. Анализ интонационного рисунка предложения. Прямая речь. Диалог. Сочинение.
Сложносочиненные предложения. (10 ч.)
Понятие о сложносочиненном предложении.Смысловые отношения в сложносочиненном предложении. Сложносочиненное предложение с разделительными союзами. Сложносочиненное предложение с соединительными союзами. Сложносочиненное предложение с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Повторение.
РР. Устное сочинение на заданную тему. Комплексный анализ текста.
КР. Контрольный диктант по теме «Сложносочиненные предложения»
Сложноподчиненные предложения. (9 ч.)
Понятие о сложноподчиненном предложении. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. Различия подчинительных союзов и союзных слов. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений.
РР. Редактирование текста. Подробный пересказ текста. Отзыв о картине.
Основные группы сложноподчиненных предложений.(27 ч.)
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения. Повторение.
РР. Сжатый пересказ текста. Диалог. Комплексный анализ текста. Сочинение на основе картины. Сочинение-рассуждение. Связный текст по данному началу.
КР. Контрольный диктант по теме «Основные группы сложноподчиненных предложений».
КР. Контрольное тестирование по теме «Сложноподчиненные предложения»
Бессоюзные сложные предложения. (13 ч.)
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение.
РР. Подробное изложение. Сочинение по картине (рассказ или отзыв).
КР. Контрольное тестирование по теме «Бессоюзное сложное предложение».
Сложные предложения с различными видами связи. (12 ч.)
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с различными видами связи. Публичная речь. Повторение.
РР. Комплексный анализ текста. Подробное изложение. Публичное выступление. Р/Р Культура речи. Орфоэпическая норма, лексические нормы. Выразительные средства современного русского языка. Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании.
КР. Контрольный диктант по теме «Сложные предложения с различными видами связи».
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах. (15 ч.)
Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация. Повествование, описание, рассуждение. Стили речи.
РР. Комплексный анализ текста. Сжатое изложение. РР. Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания. Средства связи частей текста.
КР. Итоговая работа в формате ОГЭ.
Тематическое планирование
№ п/п |
Раздел (подраздел/тема) |
Количество часов на изучение раздела |
Виды контроля |
||
К/р |
Сочинения |
Изложения |
|||
1 |
Международное значение русского языка. |
1 |
- |
- |
|
2 |
Повторение изученного в 5-8 классах. |
8 |
1 |
- |
1 |
3 |
Сложное предложение. Культура речи. |
6 |
- |
1 |
- |
4 |
Сложносочиненные предложения. |
10 |
1 |
- |
- |
5 |
Сложноподчиненные предложения. |
9 |
1 |
- |
- |
6 |
Основные группы сложноподчиненных предложений. |
27 |
4 |
2 |
1 |
7 |
Бессоюзные сложные предложения. |
13 |
1 |
1 |
- |
8 |
Сложные предложения с различными видами связи. |
12 |
1 |
- |
1 |
9 |
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах. |
15 |
1 |
1 |
2 |
|
Итого |
102 |
10 |
5 |
5 |