Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Чукальская основная общеобразовательная школа"
Республика Мордовия, Ардатовский район, село Чукалы
  • Информатика 8 класс.
    Информатика 8 класс
    Информатика
    8-8 класс
    Автор
    Семакин И.Г., Залогова Л.А.
    Класс
    8-8 класс
    Предмет
    Информатика
    Программа
    Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 8-9 классов (базовый уровень). 7. авторской программы «Информатика и ИКТ» И. Г. Семакин, Е.К Хеннер. 8. программы и планирование ФГОС Информатика Программы для основной школы 7-9 класс Авторы: Семакин И
    Издательство
    Бином
    Вид материала
    учебник

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса составлена на основе:

    1. федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
    2. приказа Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями);
    3. федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 г. № 253;
    4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г, регистрационный номер 19993);
    5. основной образовательной программы основного общего образования на 2015-2020 г.г.;
    6. примерной программы курса «Информатика и ИКТ» для 8-9 классов (базовый уровень).
    7. авторской программы «Информатика и ИКТ» И. Г. Семакин, Е.К Хеннер.
    8. программы и планирование ФГОС Информатика Программы для основной школы 7-9 класс Авторы: Семакин И.Г, М.С.Цветкова Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. 2014
    9. учебника Семакина И.Г., Залоговой Л.А. «Информатика и ИКТ» 8 класс ФГОС.

    Цели и задачи учебного предмета

    Цели:

    Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

    • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об инфор­мации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
    • овладение умениями работать с различными видами информации с помо­щью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее ре­зультаты;
    • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих спо­собностей средствами ИКТ;
    • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной инфор­мации;

    •      выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, даль­нейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

    Задачи:

    • систематизировать подходы к изучению предмета;
    • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
    • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
    • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
    • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

    Место предмета в учебном плане

    Учебный план МБОУ «Чукалльская ООШ»4предусматривает в 8 классе изучение предмета  «Информатика и ИКТ» в объёме 35 часов в год, по 1 часу в неделю.    Данная рабочая программа  разработана в соответствии  с календарным учебным графиком школы на 2019-2020  учебный год и рассчитана  на 34 часа.

    ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ИЗУЧЕНИЯ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

    • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
    • понимание роли информационных процессов в современном мире;
    • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
    • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
    • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
    • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
    • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
    • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
    • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

    Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

    • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
    • владение информационно-логическими умениями: определять понятия. 1Результаты освоения курса ИКТ одинаковы как для всех обучающихся, так и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
    • самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
    • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
    • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
    • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
    • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
    • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

    Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

    в сфере познавательной деятельности:

    • освоение основных понятий и методов информатики;

    • выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информаци­онных процессов в биологических, технических и социальных систе­мах;

    • выбор языка представления информации в соответствии с по­ставленной целью, определение внешней и внутренней формы пред­ставления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диа­граммы; массивы, списки, деревья и др.);

    • преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;

    • оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объектив­ность, полнота, актуальность и т. п.);

    • развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;

    • построение моделей объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графи­ков, диаграмм, формул, программ, структур данных и пр.);

    • оценивание адекватности построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования;

    • осуществление компьютерного эксперимента для изучения построенных моделей;

    • построение модели задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений между ними);

    • выбор программных средств, предназначенных для работы с ин­формацией данного вида и адекватных поставленной задаче;

    • освоение основных конструкций процедурного языка программирования;

    • освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов: использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверка его правильности

    путём тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных про­граммных средств;

    • умение анализировать систему команд формального исполнителя для определения возможности или невозможности решения с их помощью задач заданного класса;

    • оценивание числовых параметров информационных процессов (объёма памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);

    • вычисление логических выражений, записанных на изучаемом языке программирования; построение таблиц истинности и упроще­ние сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;

    • построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;

    • определение основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; пони­мание функциональных схем их устройства;

    • решение задач из разных сфер человеческой деятельности с при­менением средств информационных технологий;

    в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

    • понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;

    • оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;

    • использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;

    • проблемы, возникающие при развитии информационной циви­лизации, и возможные пути их разрешения;

    • приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;

    • следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;

    • авторское право и интеллектуальная собственность; юридиче­ские аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном про­цессе, трудовой деятельности;

    в сфере коммуникативной деятельности:

    • осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;

    • получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших ха­рактеристиках каналов связи;

    • овладение навыками использования основных средств телеком­муникаций, формирования запроса на поиск информации в Интерне­те с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых про­грамм, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;

    • соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;

    в сфере трудовой деятельности:

    • определение средств информационных технологий, реализую­щих основные информационные процессы;

    • понимание принципов действия различных средств информати­зации, их возможностей и технических и экономических ограниче­ний;

    • рациональное использование широко распространённых техни­ческих средств информационных технологий для решения общеполь­зовательских задач и задач учебного процесса (персональный комму­никатор, компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.), усовер­шенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;

    • знакомство с основными программными средствами персональ­ного компьютера — инструментами деятельности (интерфейс, круг ре­шаемых задач, система команд, система отказов);

    • умение тестировать используемое оборудование и программные средства;

    • использование диалоговой компьютерной программы управле­ния файлами для определения свойств, создания, копирования, пере­именования, удаления файлов и каталогов;

    • приближённое определение пропускной способности исполь­зуемого канала связи путём прямых измерений и экспериментов;

    • выбор средств информационных технологий для решения по­ставленной задачи;

    • использование текстовых редакторов для создания и оформле­ния текстовых документов (форматирование, сохранение, копирова­ние фрагментов и пр.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;

    • решение задач вычислительного характера (расчётных и оптимизационных) путём использования существующих программных средств (специализированные расчётные системы, электронные таблицы) или путём составления моделирующего алгоритма;

    • создание и редактирование рисунков, чертежей, анимаций, фо­тографий, аудио- и видеозаписей, слайдов презентаций, усовершен­ствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;

    • использование инструментов презентационной графики при подго­товке и проведении устных сообщений, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;

    • использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения;

    • создание и наполнение собственных баз данных;

    • приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера;

    в сфере эстетической деятельности:

    • знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания;

    • приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (гра­фических, цветовых, звуковых, анимационных);

    в сфере охраны здоровья:

    • понимание особенностей работы со средствами информатиза­ции, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;

     соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с ком­пьютером и другими средствами информационных технологий

    Содержание учебного курса

    1. Передача информации в компьютерных сетях (7ч)

    Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

    Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта,телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.

    Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

    Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

    Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

    Учащиеся должны знать:

    • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
    • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
    • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
    • что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW.

    Учащиеся должны уметь:

    • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
    • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
    • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
    • осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;
    • работать с одной из программ-архиваторов.

    1. Информационное моделирование (5ч)

    Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

    Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

    Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.

    Учащиеся должны знать:

    • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
    • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

    Учащиеся должны уметь:

    • приводить примеры натурных и информационных моделей;
    • ориентироваться в таблично организованной информации;
    • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

    1. Хранение и обработка информации в базах данных (8ч)

    Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

    Проектирование и создание однотабличной БД.

    Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

    Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

    Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).

    Учащиеся должны знать:

    • что такое база данных, СУБД, информационная система;
    • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи, типы и форматы полей);
    • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
    • что такое логическая величина, логическое выражение;
    • что такое логические операции, как они выполняются.

    Учащиеся должны уметь:

    • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
    • организовывать поиск информации в БД;
    • редактировать содержимое полей БД;
    • сортировать записи в БД по ключу;
    • добавлять и удалять записи в БД;
    • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

    1. Табличные вычисления на компьютере (14ч)

    Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

    Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

    Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

    Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

    Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

    Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.

    Учащиеся должны знать:

    • что такое электронная таблица и табличный процессор;
    • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
    • какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
    • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
    • графические возможности табличного процессора.

    Учащиеся должны уметь:

    • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
    • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
    • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
    • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

    создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

    Тематический план:

    п/п

    Тема (раздел) программы

    Количество часов

    Количество контрольных работ, зачетов

    Количество практических (лабораторных) работ

    1

    Передача информации в компьютерных сетях

    7

    1

    5

    2

    Информационное моделирование

    4

    1

    3

    3

    Хранение и обработка информации в базах данных

    10

    1

    7

    4

    Табличные вычисления на компьютере

    10

    1

    8

    5

    Итоговое повторение

    2

    1

    -

    6

    Резерв

    1

     

    ВСЕГО:

    34

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie