- Автор
- Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков и др.
- Класс
- 8-8 класс
- Предмет
- Алгебра
- Программа
- Программы основного общего образования по математике, Программы по алгебре Н.Г. Миндюк
- Издательство
- Просвещение
- Вид материала
- учебник
Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре для 8 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по математике, Программы по алгебре Н.Г. Миндюк (М.: Просвещение, 2012) к учебнику Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкова и др. (М.: Просвещение, 2013).
В ходе преподавания алгебры в 8 классе, работы над формированием у учащихся универсальных учебных действий следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов:
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной форме, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
В направлении личностного развития:
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
В метапредметном направлении:
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
В предметном направлении:
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных организациях, изучения смежных дисциплин, применения их в повседневной жизни;
- создание фундамента для развития математических способностей, а также механизмов мышления, формируемых математической деятельностью.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
- Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:
- В направлении личностного развития:
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
В метапрёдметном направлении:
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
- первоначальные представления об идеях и методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов.
В предметном направлении:
предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
Предметная область «Арифметика»
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и обыкновенную — в виде десятичной, записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа, находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями, находить значения числовых выражений;
- округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и избытком, выполнять оценку числовых выражений;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема,
- выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и пропорциональностью величин, с дробями и процентами.
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием (при необходимости) справочных материалов, калькулятора, компьютера;
- устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Предметная область «Алгебра»
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое, выражать в формулах одну переменную через остальные;
- выполнять: основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; разложение многочленов на множители; тождественные преобразования рациональных выражений;
- решать линейные уравнения, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами.
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами, нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций.
- Предметная область «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей»
- проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать
- примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
- решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
- вычислять средние значения результатов изменений;
- находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
- находить вероятности случайных событий в простейших случаях.
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
- распознавания логически некорректных рассуждений;
- записи математических утверждений, доказательств;
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
- решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
- решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
- сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
- понимания статистических утверждений.
Рациональные дроби. Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция у = k/x и ее график.
Квадратные корни. Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция у = √x,ее свойства и график.
Квадратные уравнения. Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.
Неравенства. Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Степень с целым показателем. Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Приближенные вычисления.
Элементы статистики. Сбор и группировка статистических данных. Наглядное представление статистической информации.
Обобщающее повторение.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных организаций Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе основного общего образования отводится не менее 102 часов из расчета 3 часа в неделю.
Тематическое планирование учебного материала
№ п/п раздела |
Содержание материала |
Кол-во часов, отведенное на изучение темы |
Повторение курса алгебры 7 класса |
2 |
|
Глава I Рациональные дроби (23 ч) |
||
1 |
Рациональные дроби и их свойства |
5 |
Рациональные выражения |
2 |
|
Основное свойство дроби. Сокращение дробей |
3 |
|
2 |
Сумма и разность дробей |
7 |
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями |
3 |
|
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями |
3 |
|
Контрольная работа №1 |
1 |
|
3 |
Произведение и частное дробей |
11 |
Умножение дробей. Возведение дроби в степень |
3 |
|
Деление дробей |
2 |
|
Преобразование рациональных выражений |
3 |
|
Функция у = k/x и ее график |
2 |
|
Контрольная работа №2 |
1 |
|
Глава II. Квадратные корни (19 ч) |
||
4 |
Действительные числа |
2 |
Рациональные числа |
1 |
|
Иррациональные числа |
1 |
|
5 |
Арифметический квадратный корень |
5 |
Квадратные корни. Арифметический квадратный корень |
1 |
|
Уравнение х2= а |
1 |
|
Нахождение приближенных значений квадратного корня |
1 |
|
Функция у= √хи ее график |
2 |
|
6 |
Свойства арифметического квадратного корня |
4 |
Квадратный корень из произведения и дроби |
2 |
|
Квадратный корень из степени |
1 |
|
Контрольная работа №3 |
1 |
|
7 |
Применение свойств арифметического квадратного корня |
8 |
Вынесение множителя за знак корня. Внесение множителя под знак корня |
3 |
|
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни |
4 |
|
Контрольная работа №4 |
1 |
|
Глава III. Квадратные уравнения (21ч) |
||
8 |
Квадратное уравнение и его корни |
11 |
Неполные квадратные уравнения |
2 |
|
Формула корней квадратного уравнения |
3 |
|
Решение задач с помощью квадратных уравнений |
3 |
|
Теорема Виета |
2 |
|
Контрольная работа №5 |
1 |
|
9 |
Дробные рациональные уравнения |
10 |
Решение дробных рациональных уравнений |
5 |
|
Решение задач с помощью рациональных уравнений |
4 |
|
Контрольная работа №6 |
1 |
|
Глава IV. Неравенства (20 ч) |
||
10 |
Числовые неравенства и их свойства |
9 |
Числовые неравенства |
2 |
|
Свойства числовых неравенств |
2 |
|
Сложение и умножение числовых неравенств |
3 |
|
Погрешность и точность приближения |
1 |
|
Контрольная работа №7 |
1 |
|
11 |
Неравенства с одной переменной и их системы |
11 |
Пересечение и объединение множеств |
1 |
|
Числовые промежутки |
2 |
|
Решение неравенств с одной переменной |
4 |
|
Решение систем неравенств с одной переменной |
3 |
|
Контрольная работа №8 |
1 |
|
Глава V Степень с целым показателем. Элементы статистики11ч |
||
12 |
Степень с целым показателем и ее свойства |
7 |
Определение степени с целым отрицательным показателем |
2 |
|
Свойства степени с целым показателем |
2 |
|
Стандартный вид числа |
2 |
|
Контрольная работа №9 |
1 |
|
13 |
Элементы статистики |
4 |
Сбор и группировка статистических данных |
2 |
|
Наглядное представление статистической информации |
2 |
|
Повторение (6 ч) |
||
Дроби |
1 |
|
Квадратные корни |
1 |
|
Квадратные уравнения |
1 |
|
Неравенства |
1 |
|
Контрольная работа № 10 (итоговая) |
1 |
|
Итоговое повторение |
1 |
|
ВСЕГО |
102 |