Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Чукальская основная общеобразовательная школа"
Республика Мордовия, Ардатовский район, село Чукалы
  • Алгебра 8 класс.
    Алгебра 8 класс
    Алгебра
    8-8 класс
    Автор
    Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков и др.
    Класс
    8-8 класс
    Предмет
    Алгебра
    Программа
    Программы основного общего образования по математике, Программы по алгебре Н.Г. Миндюк
    Издательство
    Просвещение
    Вид материала
    учебник

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по алгебре для 8 класса состав­лена в соответствии с положениями Федерального го­сударственного образовательного стандарта основно­го общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по математике, Программы по алгебре Н.Г. Миндюк (М.: Просвещение, 2012) к учебнику Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкова и др. (М.: Просве­щение, 2013).

    В ходе преподавания алгебры в 8 классе, работы над формированием у учащихся универсальных учебных действий следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, раз­нообразными способами деятельности, приобретали опыт:

    • планирования и осуществления алгоритмиче­ской деятельности, выполнения заданных и кон­струирования новых алгоритмов:
    • решения разнообразных классов задач из раз­личных разделов курса, в том числе задач, тре­бующих поиска пути и способов решения;
    • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, поста­новки и формулирования новых задач;
    • ясного, точного, грамотного изложения сво­их мыслей в устной и письменной форме, ис­пользования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
    • проведения доказательных рассуждений, аргу­ментации, выдвижения гипотез и их обоснова­ния;
    • поиска, систематизации, анализа и классифи­кации информации, использования разнооб­разных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

    Цели обучения

    Обучение математике в основной школе направле­но на достижение следующих целей:

    В направлении личностного развития:

    • развитие логического и критического мышле­ния, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
    • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к пре­одолению мыслительных стереотипов, вытекаю­щих из обыденного опыта;
    • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность прини­мать самостоятельные решения;
    • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
    • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

    В метапредметном направлении:

    • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимо­сти математики в развитии цивилизации и со­временного общества;
    • развитие представлений о математике как фор­ме описания и методе познания действитель­ности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического мо­делирования;
    • формирование общих способов интеллектуаль­ной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культу­ры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

     В предметном направлении:

    • овладение математическими знаниями и уме­ниями, необходимыми для продолжения обуче­ния в старшей школе или иных общеобразо­вательных организациях, изучения смежных дисциплин, применения их в повседневной жизни;
    • создание фундамента для развития математиче­ских способностей, а также механизмов мышле­ния, формируемых математической деятельно­стью.

    Планируемые результаты изучения учебного предмета

    • Изучение математики в основной школе дает воз­можность обучающимся достичь следующих резуль­татов:
    • В направлении личностного развития:
    • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, пони­мать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контр­примеры;
    • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отли­чать гипотезу от факта;
    • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивили­зации;
    • креативность мышления, инициатива, находчи­вость, активность при решении математических задач
    • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
    • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

     В метапрёдметном направлении:

    • умение видеть математическую задачу в контек­сте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
    • умение находить в различных источниках ин­формацию, необходимую для решения матема­тических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях непол­ной и избыточной, точной и вероятностной ин­формации;
    • умение понимать и использовать математиче­ские средства наглядности (графики, диаграм­мы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
    • умение выдвигать гипотезы при решении учеб­ных задач и понимать необходимость их про­верки;
    • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стра­тегии решения задач;
    • понимание сущности алгоритмических пред­писаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
    • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных ма­тематических проблем;
    • умение планировать и осуществлять деятель­ность, направленную на решение задач иссле­довательского характера;
    • первоначальные представления об идеях и ме­тодах математики как универсальном языке на­уки и техники, средстве моделирования явлений и процессов.

     В предметном направлении:

    предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.

    Предметная область «Арифметика»

    • переходить от одной формы записи чисел к дру­гой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и обыкновенную — в виде де­сятичной, записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
    • выполнять арифметические действия с рацио­нальными числами, сравнивать рациональные и действительные числа, находить в несложных случаях значения степеней с целыми показате­лями, находить значения числовых выражений;
    • округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и избытком, выполнять оценку числовых вы­ражений;
    • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема,
    • выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
    • решать текстовые задачи, включая задачи, свя­занные с отношением и пропорциональностью величин, с дробями и процентами.
    • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    • решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием (при необ­ходимости) справочных материалов, калькуля­тора, компьютера;
    • устной прикидки и оценки результата вычисле­ний, проверки результата вычисления с исполь­зованием различных приемов;
    • интерпретации результатов решения задач с уче­том ограничений, связанных с реальными свой­ствами рассматриваемых процессов и явлений.

    Предметная область «Алгебра»

    • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять под­становку одного выражения в другое, выражать в формулах одну переменную через остальные;
    • выполнять: основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с ал­гебраическими дробями; разложение многочле­нов на множители; тождественные преобразова­ния рациональных выражений;
    • решать линейные уравнения, системы двух ли­нейных уравнений с двумя переменными;
    • решать текстовые задачи алгебраическим мето­дом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений исходя из формули­ровки задачи;
    • изображать числа точками на координатной пря­мой;
    • определять координаты точки плоскости, стро­ить точки с заданными координатами.
    • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    • выполнения расчетов по формулам, составле­ния формул, выражающих зависимости между реальными величинами, нахождения нужной формулы в справочных материалах;
    • моделирования практических ситуаций и иссле­дования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
    • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций.
    • Предметная область «Элементы логики, комбинато­рики, статистики и теории вероятностей»
    • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логиче­скую правильность рассуждений, использовать
    • примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
    • извлекать информацию, представленную в таб­лицах, на диаграммах, графиках, составлять таб­лицы, строить диаграммы и графики;
    • решать комбинаторные задачи путем системати­ческого перебора возможных вариантов и с ис­пользованием правила умножения;
    • вычислять средние значения результатов изме­нений;
    • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
    • находить вероятности случайных событий в про­стейших случаях.
    • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    • выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
    • распознавания логически некорректных рассу­ждений;
    • записи математических утверждений, доказа­тельств;
    • анализа реальных числовых данных, представ­ленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
    • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использо­ванием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
    • решения учебных и практических задач, требую­щих систематического перебора вариантов;
    • сравнения шансов наступления случайных со­бытий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления моде­ли с реальной ситуацией;
    • понимания статистических утверждений.

    Содержание обучения

    Рациональные дроби. Рациональная дробь. Основ­ное свойство дроби, сокращение дробей. Тождествен­ные преобразования рациональных выражений. Функ­ция у = k/x и ее график.

    Квадратные корни. Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Ква­дратный корень. Понятие о нахождении приближенно­го значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих ква­дратные корни. Функция у = x,ее свойства и график.

    Квадратные уравнения. Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение ра­циональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональ­ным уравнениям.

    Неравенства. Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых нера­венств. Погрешность и точность приближения. Ли­нейные неравенства с одной переменной и их системы.

    Степень с целым показателем. Степень с целым по­казателем и ее свойства. Стандартный вид числа. При­ближенные вычисления.

    Элементы статистики. Сбор и группировка стати­стических данных. Наглядное представление статисти­ческой информации.

    Обобщающее повторение.

    Место предмета в базисном учебном плане

    Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных организаций Российской Феде­рации для обязательного изучения математики на эта­пе основного общего образования отводится не менее 102 часов из расчета 3 часа в неделю.

    Тематическое планирование учебного материала

    п/п

    раздела

    Содержание материала

    Кол-во

    часов, отведенное на изучение темы

    Повторение курса алгебры 7 класса

    2

    Глава I Рациональные дроби  (23 ч)

    1

    Рациональные дроби и их свойства

    5

    Рациональные выражения

    2

    Основное свойство дроби. Со­кращение дробей

    3

    2

    Сумма и разность дробей

    7

    Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

    3

    Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

    3

    Контрольная работа №1

    1

    3

    Произведение и частное дробей

    11

    Умножение дробей. Возведе­ние дроби в степень

    3

    Деление дробей

    2

    Преобразование рациональ­ных выражений

    3

    Функция у = k/x и ее график

    2

    Контрольная работа №2

    1

    Глава II. Квадратные корни  (19 ч)

    4

    Действительные числа

    2

    Рациональные числа

    1

    Иррациональные числа

    1

    5

    Арифметический квадратный корень

    5

    Квадратные корни. Арифмети­ческий квадратный корень

    1

    Уравнение х2= а

    1

    Нахождение приближенных значений квадратного корня

    1

    Функция у= √хи ее график

    2

    6

    Свойства арифметического квадратного корня

    4

    Квадратный корень из произ­ведения и дроби

    2

    Квадратный корень из степени

    1

    Контрольная работа №3

    1

    7

    Применение свойств арифметического квадратного корня

    8

    Вынесение множителя за знак корня. Внесение множителя под знак корня

    3

    Преобразование выражений, содержащих квадратные корни

    4

    Контрольная работа №4

    1

    Глава III. Квадратные уравнения (21ч)

    8

    Квадратное уравнение и его корни

    11

    Неполные квадратные урав­нения

    2

    Формула корней квадратного уравнения

    3

    Решение задач с помощью ква­дратных уравнений

    3

    Теорема Виета

    2

    Контрольная работа №5

    1

    9

    Дробные рациональные уравнения

    10

    Решение дробных рациональ­ных уравнений

    5

    Решение задач с помощью ра­циональных уравнений

    4

    Контрольная работа №6

    1

    Глава IV. Неравенства (20 ч)

    10

    Числовые неравенства и их свойства

    9

    Числовые неравенства

    2

    Свойства числовых неравенств

    2

    Сложение и умножение число­вых неравенств

    3

    Погрешность и точность при­ближения

    1

    Контрольная работа №7

    1

    11

    Неравенства с одной переменной и их системы

    11

    Пересечение и объединение множеств

    1

    Числовые промежутки

    2

    Решение неравенств с одной переменной

    4

    Решение систем неравенств с одной переменной

    3

    Контрольная работа №8

    1

    Глава V Степень с целым показателем. Элементы статистики11ч

    12

    Степень с целым показателем и ее свойства

    7

    Определение степени с целым отрицательным показателем

    2

    Свойства степени с целым по­казателем

    2

    Стандартный вид числа

    2

    Контрольная работа №9

    1

    13

    Элементы статистики

    4

    Сбор и группировка статисти­ческих данных

    2

    Наглядное представление ста­тистической информации

    2

    Повторение (6 ч)

    Дроби

    1

    Квадратные корни

    1

    Квадратные уравнения

    1

    Неравенства

    1

    Контрольная работа № 10 (итоговая)

    1

    Итоговое повторение

    1

    ВСЕГО

    102

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie