Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Чукальская основная общеобразовательная школа"
Республика Мордовия, Ардатовский район, село Чукалы
  • Информатика 7 класс.
    Информатика 7 класс
    Информатика
    7-7 класс
    Автор
    Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В.,
    Класс
    7-7 класс
    Предмет
    Информатика
    Программа
    Программа основного общего образования по информатике (7–9 класс) авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С.В., Шестакова Л. В.
    Издательство
    БИНОМ
    Вид материала
    учебник

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7 класса составлена с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, Программой основного общего образования по информатике (7–9 класс) авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С.В., Шестакова Л. В. ООО «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний».

    Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников.

    Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

    Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

    Большое место в курсе занимает технологическая составляющая, решающая метапредметную задачу информатики, определенную в ФГОС: формирование ИКТ-компетентности учащихся. Упор делается на понимание идей и принципов, заложенных в информационных технологиях, а не на последовательности манипуляций в средах конкретных программных продуктов. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно-научного мировоззрения. Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.

    Рабочая программа базового курса информатики ориентирована на использование учебно-методического комплекса авторов Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В., который включает в себя учебники завершенной предметной линии для 7-9 классов.

    Учебники являются ядром целостного УМК. Помимо учебников в УМК входят: программа по информатике, методическое пособие для учителя, практикум для учащихся, учебные пособия для подготовки к итоговой аттестации. Консультации, видеолекции и другая полезная для учителя информация доступны в авторской мастерской на сайте методической службы издательства: (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/);

    Поскольку курс информатики для основной школы носит общеобразовательный характер, то его содержание должно обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. В соответствии с авторской концепцией в содержании предмета должны быть сбалансировано отражены три составляющие предметной (и образовательной) области информатики: теоретическая информатика, прикладная информатика (средства информатизации и информационные технологии) и социальная информатика.

    Поэтому, авторский курс информатики основного общего образования включает в себя следующие содержательные линии:

    - информация и информационные процессы;

    - представление информации;

    - компьютер: устройство и ПО;

    - формализация и моделирование;

    - системная линия;

    - логическая линия;

    - алгоритмизация и программирование;

    - информационные технологии;

    - компьютерные телекоммуникации;

    - историческая и социальная линия.

    Важной составляющей УМК является комплект цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), размещенный на портале Единой коллекции ЦОР. Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для домашних и практических работ, контрольные материалы (тесты, интерактивный задачник); интерактивный справочник по ИКТ; исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.

    В соответствии с ФГОС, курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Важнейшей задачей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение учащимися информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности).  Многие составляющие ИКТ-компетентности входят в комплекс универсальных учебных действий.  Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных результатов, т.е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Поэтому курс несет в себе значительное межпредметное, интегративное содержание в системе основного общего образования.

    Описание места предмета в учебном плане: на изучение отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

    Содержание тем учебного курса

    Для каждого раздела указано общее число учебных часов, а также рекомендуемое разделение этого времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере.

    № п/п

    Учебная тема

    Кол-во часов

    всего

    теоретич

    практич

    Человек и информация

    6

    4

    2

    Компьютер: устройство и программное обеспечение

    6

    3

    3

    Текстовая информация и компьютер

    10

    4

    6

    Графическая информация и компьютер

    6

    3

    3

    Мультимедиа и компьютерные презентации

    6

    2

    4

    Итого

    34

    16

    18

     

    Требования к уровню подготовки обучающихся

    1. Человек и информация - 6 ч (4+2)

    Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.

    Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы.

    Измерение информации. Единицы измерения информации.

    Практика на компьютере:

    1. Ввод текстовой и цифровой информации с клавиатуры.

    2. Вычисление количества информации с помощью калькулятора.

    В результате изучения раздела:

    учащиеся должны знать:

    • правила техники безопасности при работе на компьютере;
    • связь между информацией и знаниями человека;
    • что такое информационные процессы;
    • какие существуют носители информации;
    • как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
    • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

    учащиеся должны уметь:

    • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
    • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
    • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
    • измерять информационный объем текста в байтах (при использовании  компьютерного алфавита);
    • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
    • пользоваться клавиатурой компьютера для ввода данных.

    учащиеся получат возможность научиться:

    различать естественные и формальные языки

    использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для эффективного выполнения работ

    1. Компьютер: устройство и программное обеспечение - 6 ч (3+3)

    Начальные сведения об архитектуре компьютера. Основные устройства и их характеристики. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.

    Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

    Практика на компьютере:

    1. Комплектация персонального компьютера, подключение устройств
    2. Пользовательский интерфейс операционной системы; работа с файловой системой

    Проекты и исследования:

    Использование антивирусных программ.

    В результате изучения раздела:

    учащиеся должны знать:

    • состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
    • основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей,  устройств ввода и вывода информации);
    • структуру внутренней памяти компьютера,  понятие адреса памяти;
    • типы и свойства устройств внешней памяти;
    • типы и назначение устройств ввода/вывода;
    • сущность программного управления работой компьютера;
    • принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
    • назначение программного обеспечения  и его состав.

    учащиеся должны уметь:

    • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
    • инициализировать выполнение программ из программных файлов;
    • просматривать на экране директорию диска;
    • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
    • использовать антивирусные программы.

    учащиеся получат возможность научиться:

    определять состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие

    использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания принципов различного программного обеспечения.

    3. Текстовая информация и компьютер - 10 ч (4+6)

    Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

    Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода).

    Практика на компьютере:

    1. Кодирование текстовой информации
    2. Основные приемы ввода и редактирования текста в MS Word
    3. Работа со шрифтами, приемы форматирования текста
    4. Таблицы в текстовом документе
    5. Нумерованные и маркированные списки;
    6. Вставка объектов в текст (рисунков, формул).

    В результате изучения раздела:

    учащиеся должны знать:

    • способы представления символьной информации в памяти компьютера;
    • назначение текстовых редакторов (процессоров);
    • основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

    учащиеся должны уметь:

    • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
    • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
    • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

    учащиеся получат возможность научиться:

    выполнять основные виды работ в текстовом редакторе (редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена), работать с файлами

    использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения работ на компьютере по подготовке, поиску, обработке информации

    1. Графическая информация и компьютер - 6 ч (3+3)

    Компьютерная графика: области применения, технические средства. Графические редакторы и методы работы с ними. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения.  Растровая и векторная графика. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах.

    Практика на компьютере:

    1. Кодирование графической информации  
    2. Создание рисунков в векторном графическом редакторе

    Проекты и исследования:

    Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.

    В результате изучения раздела:

    учащиеся должны знать:

    • понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
    • области применения компьютерной графики;
    • назначение графических редакторов;
    • назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа

    учащиеся должны уметь:

    • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
    • сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

    учащиеся получат возможность научиться:

    распознавать способы представления изображений в памяти компьютера

    использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения технологических, конструкторских, экономических задач.

    1. Мультимедиа и компьютерные презентации - 6 ч (2+4)

    Понятие мультимедиа, области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

    Практика на компьютере:

    1. Cоздание презентаций в Power Point
    2.  Презентации, содержащее графические изображения, анимацию, звук, текст
    3. Контрольная практическая работа «Использование гиперссылок, регистров в Power Point»
    4. Создание презентации на заданную тему

    Проекты и исследования:

    Способы презентации проекта

    В результате изучения раздела:

    учащиеся должны знать:

    • что такое мультимедиа;
    • принцип дискретизации, используемый для  представления звука в памяти компьютера;
    • основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

    учащиеся должны уметь:

    • Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

    учащиеся получат возможность научиться:

    определять основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях

    использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для планирования и организации деятельности, представления информации для обработки на компьютере.

    Планируемые результаты изучения курса

    Личностные результаты

    Ученик научится (или получит возможность научиться) критическому отношению к информации и избирательности её восприятия; уважению к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; осмыслению мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; познакомится с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями для профессионального самоопределения,

    Метапредметные результаты

    Регулятивные УУД.

    • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
    • формирование умений ставить цель, планирование достижения этой цели;
    • оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

    Познавательные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться:

    • Выполнять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
    • использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

    Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, работать в группе.

    Предметные результаты

    Учащиеся научатся:

    • как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
    • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
    • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
    • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
    • измерять информационный объем текста (при использовании компьютерного алфавита);
    • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
    • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
    • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
    • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
    • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором; сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать;
    • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
    • создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

    Обучающиеся получат возможность научиться:

      • различать естественные и формальные языки;
      • определять состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
      • выполнять основные режимы работы текстовых редакторов (ввод, редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);
      • распознавать способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти, назначение графических редакторов, назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа;
    определять основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie