Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Чукальская основная общеобразовательная школа"
Республика Мордовия, Ардатовский район, село Чукалы
  • Литература 7 класс.
    Литература 7 класс
    Литература
    7-7 класс
    Автор
    В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др
    Класс
    7-7 класс
    Предмет
    Литература
    Программа
    программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной
    Издательство
    Просвещение
    Вид материала
    учебник

    Пояснительная записка

        Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № № 1089 от 05.03.2004 г.), на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 20017г.).

          Предмет «Литература» реализуется в учебном плане школы,          исходя из Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, учебного плана МБОУ «Чукальская ООШ»на 2021-2022 учебный год, который отводит на изучение предмета 68  часов за один год обучения в 7 классе, в неделю – 2 часа.

    Задачи курса литературы 7 класса:

    - развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

    - совершенствовать навыки выразительного чтения;

    - сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

    - использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

    - расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ

    Метапредметные  результаты изучения:

    Регулятивные:

    • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
    • умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
    • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
    • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
    • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
    • умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
    • умение устанавливать целевые приоритеты;
    • умение  самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
    • умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
    • умение  основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

    Познавательные:   

    • умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
    • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
    • владение основами проектно-исследовательской деятельности;
    • умение проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
    • умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
    • умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
    • умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
    • умение структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
    • умение работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

    Коммуникативные:

    • умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
    • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
    • умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
    • умение   формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
    • умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
    • умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
    • умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
    • умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
    • умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
    • умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
    • умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.

    Личностные результаты:

    •  представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
    • приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
    • освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем  мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
    • опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны;
    • знание основных исторических событий развития государственности и общества;
    •  осознание  целостности мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;
    • аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;
    • основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
    • уважение к истории, культурным и историческим памятникам.

    Предметные результаты:

    Устное народное творчество

    Ученик научится:

    - осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

    - выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

    - видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями.

    Ученик получит возможность научиться:

    - сравнивая произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

    - выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

    - устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

    Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв.  Литература народов России. Зарубежная литература

    Ученик научится:

    - осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

    - воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

    - определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

    - выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

    - определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

    Ученик получит возможность научиться:

    - выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

    - дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

    - сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

    - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

    - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

    Курс литературы  опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

    - осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

    - выразительное чтение художественного текста;

    - различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

    - ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

    - заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

    - составление планов и написание отзывов о произведениях;

    - написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений

                                                                

                          Тематическое планирование курса Литература 7 класс

    Содержание

    Кол-во часов

    Р.р

    Из ни     КР

    Вн.чт

    Введение.

    1

    Устное народное творчество

    5

    1

    Из древнерусской литературы.

    2

    Из литературы XVIII века.

    2

    Из литературы XIX века.

    26

    3

    1

    3

    Из литературы XX века.

    24

    1

    1

    3

    Из литературы народов России

    1

    Из зарубежной литературы.

    6

    2

    Уроки итогового контроля

    1

    1

    ИТОГО

    68

    4

    3

    9

    СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 7 КЛАССА

    Вводный урок. (1 час) Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

    Устное народное творчество(5 часов)

    Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных критериев русского народа. Микула – носитель лучших человеческих качеств. Киевский цикл былин. «Садко». «Илья Муромец и Соловей – Разбойник». Героический эпос в мировой культуре. Карело-финский мифологический эпос «Калевала». Пословицы и поговорки.

    Древнерусская литература. (2 часа). Понятие о древнерусской литературе. Жанры древнерусской литературы. «Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси. Гимн любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских» Фольклорные мотивы.

    Из русской литературы XVIII века. (2 часа).

    Михаил Васильевич Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В.Ломоносова. Слово о поэте и ученом. Теория «трёх штилей». . «К статуе Петра Великого», « Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года. Теория. Ода.

    Гавриил Романович Державин – поэт и гражданин. Краткий рассказ о поэте. Своеобразие поэзии Г. Р. Державина. Новаторство в стихотворческой деятельности. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание».

    Из русской литературы XIX века. (26 часов)

    Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. История в произведениях. Поэма «Полтава». «Медный всадник». Историческая основа поэмы «Медный всадник». «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке. «Повести Белкина». Жанровое своеобразие.

    М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Язык и стих. Стихотворения М.Ю.Лермонтова: «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел». Проблема гармонии человека и природы.

    Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. Тарас Бульба. История создания повести. Художественные Эпоха и герои. Историческая основа повести. Товарищество и братство в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли. Художественные особенности повести.

    И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Герои рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг». Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе.

    Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Стихотворения Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом…».

    А.К.Толстой. «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт«рыцарства» и самовластья.

    М.Е.Салтыков - Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности.

    Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Главный герой повести. Его чувства, поступки и духовный мир.

    А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа Средства создания комического в рассказе «Хамелеон». Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник». Смех и слезы в рассказе А.П.Чехова «Размазня».

    Стихотворения о родной природе. В.А.Жуковский «Приход весны». А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И.А.Бунин «Родина».

    Из русской литературы XX века. (24 часа).

    И.А.Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. «Лапти». Нравственный смысл рассказа.

    М.Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Изображение быта и характеров. «Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

    Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Гуманистический пафос произведения.

    В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение…». Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Стихотворение В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя.

    А.П.Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей.

    Б.Л.Пастернак «Никого не будет в доме…», «Июль». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.

    А.Т.Твардовский «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике Твардовского.

    Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова.

    Ф.Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственные проблемы рассказа Ф.Абрамова «О чем плачут лошади».

    Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя».

    Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.

    Д.С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы из книги) как духовное напутствие молодежи.

    М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказе.

    Тихая моя Родина…» (1 час)

    Стихотворения о родной природе. В.Я.Брюсов «Первый снег», Ф.Соло-губ «Забелелся туман за рекой…». С.А.Есенин «Топи да болота…». Н.А.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…». Н.М.Рубцов «Тихая моя Родина».

    Песни на стихи русских поэтов XX века (1 час)

    И.А.Гофф «Русское поле». Б.Ш.Окуджава «По Смоленской дороге». А.Н.Вертинский «Доченьки».

    Из литературы народов России (1 час)

    Расул Гамзатов «Земля как будто стала шире…», из цикла «Восьмистишия». Размышления поэта об истоках и основах жизни.

    Зарубежная литература (6 часов)

    Р.Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.

    Дж.Г.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…».

    Японские трехстишия (хокку). Особенности жанра.

    О.Генри. «Дары волхвов». Нравственные проблемы в произведениях зарубежной литературе.

    Р.Д. Брэдбери. «Каникулы» - Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie