- Автор
- В. В. Пасечник
- Класс
- 6-6 класс
- Программа
- Авторская программа основного общего образования по биологии для общеобразовательных программ под редакцией В. В. Пасечника.
- Издательство
- Дрофа
- Вид материала
- учебник
Пояснительная записка
Рабочая программа построена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии, базисного учебного плана МБОУ «Чукальская ООШ» и ориентирована на использование учебника В. В. Пасечника (М. Дрофа, 2019).
Программа выполняет две основные функции:
*информационно – методическую - представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета;
*организационно – планирующую - выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.
Изучение биологии в 6 классе направлено на формирование у учащихся представлений о строении и многообразии покрытосеменных растений, жизни растений, классификации растений, природных сообществах, воздействии человека и его деятельности на растительный мир. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. В основе лежит концентрический принцип построения обучения.
Рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника.
- Общая характеристика курса
Курс биологии 6 класса опирается на знания обучающихся, полученные ими при изучении курса «Биология. Бактерии, грибы, растения» в 5 классе.
Цели изучения биологии в 6 классе:
- формирование у обучающихся представлений о целостной картине мира, методах научного познания и роли биологической науки в
практической деятельности людей;
- приобретение знаний о строении, жизнедеятельности, средообразующей роли и значении растительных организмов в природе и жизни человека;
- развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за
живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- систематизация знаний обучающихся об объектах живой природы, которые они получили в 5 классе;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки представлений своей деятельности по
отношению к природной среде.
Задачи изучения биологии в 6 классе:
- ориентация в системе моральных норм и ценностей;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с
усвоением основ научных знаний, овладение методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
- овладение ключевыми компетенциями: учебно – познавательными, информационными, ценностно – смысловыми, коммуникативными;
- формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры, как способности к
эмоционально – ценностному отношению к объектам живой природы.
Материал курса биологии в 6 классе разделён на четыре главы: 1 глава - «Строение и многообразие покрытосеменных растений», 2 глава -
«Жизнь растений», 3 глава - «Классификация растений», 4 глава - «Природные сообщества».
Глава «Строение и многообразие покрытосеменных растений» знакомит с особенностями внешнего и внутреннего строения вегетативных и
генеративных органов цветковых растений. Школьники узнают о том, как условия среды обитания влияют на строение того или иного органа
растения, а также о роли покрытосеменных растений в природе и жизни человека. Особое внимание уделяется формированию у обучающихся
навыков работы с увеличительными приборами и самостоятельного выполнения лабораторных работ.
Глава «Жизнь растений» посвящена изучению особенностей процессов жизнедеятельности растений. Обучающиеся познакомятся с процессами дыхания и питания растений, узнают, как происходит испарение, передвижение воды и растворённых в ней веществ, а также получат представление об этапах развития растительного мира, о типах размножения и способах вегетативного размножения растений. Школьники смогут приобрести навыки выращивания растений и уход за ними.
Глава «Классификация растений» представляет информацию о главных систематических группах цветковых растений и принципах современной классификации. Школьники научатся определять систематическое положение растения на основании его морфологических особенностей.
Глава «Природные сообщества» знакомит обучающихся с принципами формирования и развития биоценозов. Особое внимание уделено факторам среды, оказывающим влияние на растительные сообщества, и типам природных сообществ, многообразию связей между организмами в природных сообществах и приспособлениях организмов к совместному проживанию на общей территории.
В конце курса и после каждого раздела проводится систематизация и обобщение материала.
- Место предмета в учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом курс «Биология.Многообразие покрытосеменных растений» в 6 классе изучается 1 час в неделю. На прохождение учебного материала отводится 34 часа в год (с учётом резервного времени). Отбор форм организации обучения осуществляется с учётом естественно – научного содержания. Большое внимание уделяется лабораторным работам, минимум которых определён программой.
- Требования к результатам освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
- формирование и развитие интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений; эстетического восприятия
живых объектов;
- умение применять полученные знания в практической деятельности;
- осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в учебной деятельности; умение преодолевать трудности
в процессе достижения намеченных целей;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и
окружающих;
- формирование и развитие уважительного отношения к окружающим; умение соблюдать культуру поведения и проявлять терпимость при
взаимодействии с взрослыми и сверстниками;
- оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- формирование экологического мышления; умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей
среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД - формирование и развитие навыков и умений:
- работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую;
- составлять тезисы, различные виды планов, структурировать учебный материал, давать определения понятий;
- проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
- сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно – следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
- определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
Регулятивные УУД - формирование и развитие навыков и умений:
- организовывать и планировать свою учебную деятельность: определять цель работы, последовательность действий, ставить задачи и
прогнозировать результаты работы;
- самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
- работать по плану, сверять свои действия и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной познавательной
деятельности;
Коммуникативные УУД - формирование и развитие навыков и умений:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,
- интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку
зрения, отстаивать свою позицию;
Предметные результаты:
В познавательной сфере:
- понимать смысл биологических терминов;
- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;
- осуществлять элементарные биологические исследования;
- описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности покрытосеменных растений;
- распознавать органы цветкового растения;
- устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов и функциями, которые они выполняют в организме растения;
- различать на рисунках, в таблицах и среди натуральных объектов основные систематические группы растений отдела Покрытосеменные;
- сравнивать особенности строения однодольных и двудольных растений;
- составлять морфологическое описаний растений;
- выделять прогрессивные черты цветковых растений, позволившие им занять господствующее положение в растительном мире;
- находить сходство в строении растений разных систематических групп и на основе этого доказывать их родство;
- объяснять взаимосвязь особенностей строения растения с условиями среды его обитания; приводить примеры приспособления растений к среде
обитания;
- характеризовать взаимосвязи между растениями в природных сообществах;
- объяснять роль растительных организмов в круговороте веществ в биосфере;
- оценивать роль покрытосеменных растений в природе и жизни человека;
- обосновывать значение природоохранной деятельности человека для сохранения и умножения растительного мира;
- формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;
- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные
навыки приготовления и изучения препаратов;
В ценностно – ориентационной сфере:
- демонстрировать знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
В сфере трудовой деятельности:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- создавать условия, необходимые для роста и развития растений;
- проводить наблюдения за растениями;
- определять всхожесть семян и правильно высеивать семена различных растений;
- проводить искусственное опыление, размножать растения;
В сфере физической деятельности:
- уметь оказать первую помощь при отравлении ядовитыми растениями;
В эстетической сфере:
- оценивать с эстетической точки зрения растения и растительные сообщества.
- Планируемые результаты изучения курса к концу 6 класса
Обучающиеся научатся:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности растений как представителей самостоятельного царства живой природы;
- применять методы биологической науки для изучения растений - проводить наблюдения за растениями, ставить несложные биологические
эксперименты и объяснять их результаты;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению растительных организмов:
- ориентироваться в системе познавательных ценностей - оценивать информацию о растительных организмах, получаемую из разных источников;
практическую значимость растений в природе и в жизни человека; последствия деятельности человека в природе;
Обучающиеся получают возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями; работать с определителями растений; выращивать и
размножать культурные растения;
- выделять эстетические достоинства растительных организмов и растительных сообществ;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила поведения в природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы;
- находить информацию о растениях в научно – популярной литературе, биологических словарях и справочниках; анализировать, оценивать
биологическую информацию и переводить её из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
5. Содержание курса
В процессе изучения предмета «Биология» в 6 классе учащиеся осваивают следующие основные знания и выполняют лабораторные работы.
Глава 1 «Строение и многообразие покрытосеменных растений» 15 ч.
Покрытосеменные (Цветковые) растения - группа наиболее высокоорганизованных растений. Вегетативные и генеративные органы цветковых
Растений, особенности их внутреннего и внешнего строения. Значение органов цветковых растений. Влияние факторов среды на органы растительного организма. зависимость особенностей строения цветкового растения от среды обитания. Роль покрытосеменных растений в природе и в жизни человека.
Основные понятия:
однодольные и двудольные растения, семя (зародыш: почечка, корешок, стебелёк, семядоля; эндосперм, семенная кожура), корень, виды корней
(главный, боковые, придаточные), типы корневых систем (стержневая, мочковатая), корневые волоски, корневой чехлик, зоны корня (деления,
роста, всасывания, проведения), видоизменения корней (корневые клубни, корнеплоды, воздушные корни, дыхательные корни, корни – подпорки),
побег, почка (верхушечная, пазушные и придаточные; вегетативная и генеративная), конус нарастания, узел, междоузлие, пазуха листа, листорасположение, (очередное, супротивное, мутовчатое), лист (листовая пластинка, черешок), листья (черешковые и сидячие; простые и сложные;
световые и теневые), жилкование листьев (сетчатое, дуговое, параллельное), кожица листа, устьица, хлоропласты, мякоть листа, сосуды, ситовидные трубки, видоизменения листьев (колючки, усики, ловчие), стебель (травянистый и деревянистый; прямостоячий, вьющийся, лазающий
и ползучий), чечевички, кора (пробка, луб), камбий, древесина, сердцевина, годичные кольца, видоизменения побегов (корневища, клубни, луковицы), цветок (пестик, тычинка, чашелистики, чашечка, цветоножка, цветоложе), околоцветник (простой и двойной), пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), растения однодомные и двудомные, цветки (обоеполые и раздельнополые), простые соцветия (кисть, зонтик, колос, щиток, головка, початок), сложные соцветия (сложный колос, сложный зонтик, метёлка, завиток), плоды (простые и сборные; сухие и сочные; односемянные и многосемянные), ягода, костянка, зерновка, семянка, боб, стручок, коробочка, соплодие.
Лабораторные работы:
«Строение семян двудольных растений», «Строение зерновки пшеницы», «Стержневая и мочковатая корневые системы», «Корневой чехлик и корневые волоски», «Строение почек. расположение почек на стебле». «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение», «Строение кожицы листа», «Внутреннее строение ветки дерева», «Строение клубня», «Строение луковицы», «Строение цветка», «Соцветия», «Классификация плодов».
Глава 2 «Жизнь растений» 12 ч.
Особенности процессов жизнедеятельности растений: питание, испарение и размножение. Взаимосвязь особенностей строения органов растительного
Организма с выполняемыми им функциями. Влияние условий среды на процессы жизнедеятельности растений. Рост и развитие растений. Типы
размножения: половое и бесполое. Особенности размножения растений, принадлежащих к разным систематическим группам. Процесс двойного оплодотворения у цветковых. Способы вегетативного размножения цветковых. Преимущества покрытосеменных растений над растениями других отделов.
Основные понятия:
минеральное (почвенное) питание, корневое давление, почва, плодородие, удобрения (органические и минеральные), воздушное питание (фотосинтез), дыхание, испарение, листопад, сосудистые пучки, проросток, половое размножение (гамета, сперматозоид, яйцеклетка,, зигота, оплодотворение), зооспора, предросток, заросток, спорангии, пыльцевой мешочек, пыльцевая трубка, опыление (самоопыление, искусственное, перекрёстное), пыльцевое зерно, пыльцевход, зародышевый мешок, центральная клетка, двойное оплодотворение, вегетативное размножение (листовыми, корневыми и стеблевыми черенками, отводками, корневыми отпрысками, ползучими побегами, корневищами, клубнями, луковицами, прививками (подвой, привой), культурой ткани).
Лабораторные работы:
«Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».
Глава 3 «Классификация растений» 5 ч.
Многообразие растений. Систематика - наука, распределяющая организмы по группам на основе их сходства и родства. Принцип современной классификации растений. Систематические единицы царства Растения. Отличительные признаки растений классов Двудольные и Однодольные. Основные семейства двудольных и однодольных. Признаки, на основании которых растения относят к тому или иному семейству. Значение растений различных семейств в природе и жизни человека.
Основные понятия:
систематические единицы царства Растения (вид, род, семейство, порядок, класс, отдел), класс двудольные (семейства: Крестоцветные, или Капустные, Розоцветные, Паслёновые, Бобовые, или Мотыльковые, Сложноцветные, или Астровые, цветки сложноцветных (воронковидные, язычковые, трубчатые), класс Однодольные (семейства: Лилейные, Злаки), соломина, колосковые чешуи, цветковые чешуи, культурные растения, сорт.
Лабораторные работы:
«Строение пшеницы (ячменя, ржи)».
Глава 4 «Природные сообщества» 2 ч.
Растительные сообщества. Приспособленность растений в сообществах к условиям среды и к совместному существованию на общей территории. Типы растительных сообществ: еловый лес (ельник, берёзовый лес (роща), сосновый лес (бор), смешанный лес. Ярусность в растительных сообществах и её значение. Сезонные изменения в растительных сообществах. Смена растительных сообществ и её причины. Факторы, оказывающие влияние на растительные сообщества. Влияние деятельности человека на природные сообщества. Различные виды охраняемых территорий. Охрана растений.
Основные понятия:
растительные сообщества, типы растительности, ярусность (надземная, подземная), смена сообществ, заповедник, заказник, ботанический сад, рациональное природопользование
Заключение 1 ч.
Обобщение, повторение и систематизация изученного материала.
6. Тематическое планирование
Глава |
Количество часов |
Количество лаб. работ |
|
15 |
|
|
12 |
1 лаб. раб. |
|
5 |
1 лаб. раб. |
4. Природные сообщества |
2 |
|
Заключение |
1 |
|
Итого |
35 (1 ч. – резерв) |
16 лаб. раб. |