Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Чукальская основная общеобразовательная школа"
Республика Мордовия, Ардатовский район, село Чукалы
  • Математика 6 класс.
    Математика 6 класс
    Математика
    6-6 класс
    Автор
    Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И.
    Класс
    6-6 класс
    Предмет
    Математика
    Программа
    Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» «Математика. Сборник рабочих программ 5 – 6 классы»,
    Издательство
    Мнемозина
    Вид материала
    учебник

    Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2014 г. и «Математика. Сборник рабочих программ 5 – 6 классы», - М.: Просвещение, 2014. (Составитель Т. А. Бурмистрова); Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе ОУ

    УМК:

    - Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд  «Математика 6», издательство «Мнемозина», 2015;

    - Дидактические материалы. -  Чесноков А.С., Нешков К. И., 2014

    Планируемые результаты изучения учебного предмета

    • Изучение математики в 6 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.

    Личностные результаты:

    У обучающегося будут сформированы:

    • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;
    • понимание роли математических действий в жизни человека;
    • интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;
    • ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;
    • понимание причин успеха в учебе;
    • понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.

    Обучающийся получит возможность для формирования:

    • интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;
    • ориентации на оценку результатов познавательной деятельности;
    • общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;
    • самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
    • первоначальной ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
    • понимания чувств одноклассников, учителей;
    • представления о значении математики   для   познания окружающего мира.

    Метапредметные результаты:

    Регулятивные:

    Ученик научится:

    • принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
    • планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
    • выполнять действия в устной форме;
    •  учитывать выделенные учителем   ориентиры   действия в учебном материале;
    • в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи,   представленной на наглядно-образном уровне;
    • вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
    • выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
    • принимать установленные правила  в  планировании  и контроле способа решения;
    • осуществлять  пошаговый контроль  под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной   деятельности.

    Ученик получит возможность научиться:

    • понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
    • выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
    • воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников;
    • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
    • на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;
    • выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
    • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом.

    Познавательные:

    Ученик научится:

    • осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;
    • использовать рисуночные и символические варианты математической записи; кодировать информацию в знаково-символической форме;
    • на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций;
    • строить небольшие математические сообщения в устной форме;
    • проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;
    • выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;
    • проводить аналогию и на ее основе строить выводы;
    • в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;
    • строить простые индуктив­ные и дедуктивные рассуждения.

    Ученик получит возможность научиться:

    • под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации;
    • работать с дополнительными текстами и заданиями;
    • соотносить содержание схематических изображений с математической записью;
    • моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;
    • устанавливать  аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;
    • строить рассуждения о математических явлениях;
    • пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.

    Коммуникативные:

    Ученик научится:

    • принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;
    • допускать  существование различных точек зрения;
    • стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;
    • использовать в общении правила вежливости;
    • использовать простые речевые  средства для  передачи своего мнения;
    • контролировать свои действия в коллективной работе;
    • понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;
    • следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.

    Ученик получит возможность научиться:

    • строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;
    • использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
    • корректно формулировать свою точку зрения;
    • проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;
    • контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль.

    Предметные результаты

    Повторение (3 часа).

    Делимость чисел (20 часов).

    Учащиеся должны знать/понимать:

    • понятие делитель, кратное, простое число, составное число, наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное;
    • признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10;
    • алгоритм разложения на числа на простые множители;
    • алгоритмы нахождения НОД и НОК двух чисел.

    Учащиеся должны уметь:

    • разложить число на множители;
    • находить наименьшее общее кратное и наибольший общий делитель.

    Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (22 часа).

    Учащиеся должны знать/понимать:

    • основное свойство дроби;
    • правило приведения дробей к наименьшему общему  знаменателю;
    • правило сравнения, сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;
    • правила сложения и вычитания смешанных чисел.

    Учащиеся должны уметь:

    • преобразовывать дроби;
    • приводить дроби к наименьшему общему знаменателю;
    • сравнивать дроби с разными знаменателями;
    • выполнять сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, смешанных чисел.

    Умножение и деление обыкновенных дробей (31 часа).

    Учащиеся должны знать/понимать:

    • правила умножения и деления дробей и смешанных чисел;
    • правила нахождения дроби от числа, процента от числа;
    • правило нахождения числа по его дроби.

    Учащиеся должны уметь:

    • выполнять умножение и деление обыкновенных дробей и смешанных чисел;
    • решать основные задачи на дроби.

    Отношения и пропорции (18 часов).

    Учащиеся должны знать/понимать:

    • понятия отношения двух чисел, пропорция, прямо пропорциональные величины, обратно пропорциональные величины; масштаб, шар, радиус шара, диаметр шара, сфера;
    • основное свойство пропорции;
    • формулы длины окружности и площади круга.

    Учащиеся должны уметь:

    • читать и записывать пропорции;
    • применять основное свойство пропорции;
    • различать прямую и обратную пропорциональности;
    • определять масштаб карты и находить расстояние на местности;
    • находить длину окружности и площадь круга.

    Положительные и отрицательные числа (13 часов).

    Учащиеся должны знать/понимать:

    • понятия положительные числа, отрицательные числа, координатная прямая, координата точки, противоположные числа, целые числа; модуль числа;
    • правила сравнения двух чисел.

    Учащиеся должны уметь:

    • определять координаты точек и изображать числа точками  на координатной  прямой;
    • находить число, противоположное данному;
    • находить модуль числа;
    • сравнивать числа с помощью координатной прямой и с помощью модулей;
    • определять новое значение величины при его увеличении и уменьшении.

    Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (11 часов).

    Учащиеся должны знать/понимать:

    • значение суммы противоположных чисел;
    • правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.

    Учащиеся должны уметь:

    • выполнять сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

    Умножение  и деление положительных и отрицательных чисел (12 часов).

    Учащиеся должны знать/понимать:

    • правила умножения и деления положительных и отрицательных чисел;
    • понятие рациональные числа;
    • свойства действий     с  рациональными числами.

    Учащиеся должны уметь:

    • выполнять умножение и деление положительных и отрицательных чисел.
    • решать примеры и задачи на применение свойств  действий с рациональными числами.

    Решение уравнений (15 часов).

    Учащиеся должны знать/понимать:

    • способы преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых;
    • понятие линейное уравнение;
    • правила решения уравнений.

    Учащиеся должны уметь:

    • выполнять преобразование выражений;
    • решать линейные уравнения.

    Координаты на плоскости (13 часов).

    Учащиеся должны знать/понимать:

    • понятия перпендикулярные прямые, параллельные прямые, координатная плоскость, координаты точки на плоскости, столбчатая диаграмма.

    Учащиеся должны уметь:

    • распознавать и строить параллельные и перпендикулярные прямые;
    • определять координаты точки на плоскости и отмечать на координатной плоскости точки с заданными координатами;
    • строить и читать столбчатые диаграммы, графики.

    Итоговое повторение курса математики 5-6 го классов (7 часов).

    .

    Технологии обучения (или их элементы):

    • ИКТ  
    • игровая технология
    • проектная технология
    • учебно-исследовательская технология
    • проблемно-диалоговая технология
    • обучение в сотрудничестве

    Типы уроков

    • Урок усвоения новых знаний  
    • Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями  
    • Урок применения метапредметных и предметных знаний
    • Урок обобщения и систематизации предметных знаний 
    • Урок повторения предметных знаний (Урок-практикум)
    •  Контрольный урок
    • Коррекционный урок  
    • Комбинированный урок
    • Учебная экскурсия   
    • Урок решения практических, проектных задач

    Формы обучения: индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная.

    Формы контроля: текущий и итоговый.

    Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:

    Из раздела «Повторение» (13 уроков) 3 урока взяты на повторение на начало учебного года, три урока на административные к/р (входная, за I полугодие, итоговая).

    п/п

    Разделы

    Количество часов по программе

    Количество часов фактически

    Повторение курса математики 5–го класса

    -

    3

    1.

    Делимость чисел

    20

    21

    2.

    Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

    22

    22

    3.

    Умножение и деление обыкновенных дробей

    31

    31

    4.

    Отношения и пропорции

    18

    18

    5.

    Положительные и отрицательные числа

    13

    13

    6.

    Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел

    11

    11

    7.

    Умножение и деление положительных и отрицательных чисел

    12

    13

    8.

    Решение уравнений

    15

    14

    9.

    Координаты на плоскости

    13

    14

    10.

    Повторение. Решение задач

    13

    7

    11.

    Административные контрольные работы (входная, за I полугодие, итоговая)

    3

    Итого

    170

    170

    Количество учебных часов на изучение предмета

    Всего -170 ч.

    Контрольные работы - 17 (включая: входную, за I  полугодие, итоговую)

    Содержание учебного предмета

    Повторение (3 ч)

    Глава I. Обыкновенные дроби.

    1. Делимость чисел (20 ч)

    Делители и кратные числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители.

    Цель: завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для освоения действий с обыкновенными дробями

    В данной теме завершается изучение вопросов, связанных с натуральными числами. Основное внимание должно быть уделено знакомству с понятиями «делитель» и «кратное», которые находят применение при сокращении обыкновенных дробей и при их приведении к общему знаменателю. Упражнения полезно выполнять с опорой на таблицу умножения прямым подбором. Понятия «наибольший общий делитель» и «наименьшее общее кратное» вместе с алгоритмами их нахождения можно не рассматривать. Определенное внимание уделяется знакомству с признаками делимости, понятиям простого и составного чисел. При их изучении целесообразно формировать умения проводить простейшие умозаключения, обосновывая свои действия ссылками на определение, правило. Учащиеся должны уметь разложить число на множители. Например, они должны понимать, что 36 = 6 • 6 = 4 • 9. Вопрос о разложении числа на простые множители не относится к числу обязательных.

    2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (22 ч).

    Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Решение текстовых задач.

    Цель: выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.

    Одним из важнейших результатов обучения является усвоение основного свойства дроби, применяемого для преобразования дробей: сокращения, приведения к новому знаменателю. При этом рекомендуется излагать материал без опоры на понятия НОД и НОК. Умение приводить дроби к общему знаменателю используется для сравнения дробей. При рассмотрении действий с дробями используются правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, понятие смешанного числа. Важно обратить внимание на случай вычитания дроби из целого числа. Что касается сложения и вычитания смешанных чисел, которые не находят активного применения в последующем изучении курса, то учащиеся должны лишь получить представление о принципиальной возможности выполнения таких действий.

    3. Умножение и деление обыкновенных дробей (31 ч).

    Умножение и деление обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби.

    Цель: выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби.

    В этой теме завершается работа над формированием навыков арифметических действий с обыкновенными дробями. Навыки должны быть достаточно прочными, чтобы учащиеся не испытывали затруднений в вычислениях с рациональными числами, чтобы алгоритмы действий с обыкновенными дробями могли стать в дальнейшем опорой для формирования умений выполнять действия с алгебраическими дробями. Расширение аппарата действий с дробями позволяет решать текстовые задачи, в которых требуется найти дробь от числа или число по данному значению его дроби, выполняя соответственно умножение или деление на дробь.

    4. Отношения и пропорции (18 ч).

    Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин. Задачи на пропорции. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар.

    Цель: сформировать понятия пропорции, прямой и обратной пропорциональностей величин.

    Необходимо, чтобы учащиеся усвоили основное свойство пропорции, так как оно находит применение на уроках математики, химии, физики. В частности, достаточное внимание должно быть уделено решению с помощью пропорции задач на проценты. Понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин можно сформировать как обобщение нескольких конкретных примеров, подчеркнув при этом практическую значимость этих понятий, возможность их применения для упрощения решения соответствующих задач. В данной теме даются представления о длине окружности и площади круга. Соответствующие формулы к обязательному материалу не относятся. Рассмотрение геометрических фигур завершается знакомством с шаром.

    Глава II. Рациональные числа

    5. Положительные и отрицательные числа (13 ч).

    Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел на прямой. Координата точки.

    Цель: расширить представления учащихся о числе путем введения отрицательных чисел.

    Целесообразность введения отрицательных чисел показывается на содержательных примерах. Учащиеся должны научиться изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой, с тем, чтобы она могла служить наглядной основой для правил сравнения чисел, сложения и вычитания чисел. Особое внимание должно быть уделено усвоению вводимого здесь понятия модуля числа, прочное знание которого необходимо для формирования умения сравнивать отрицательные числа, а в дальнейшем для овладения и алгоритмами арифметических действий с положительными и отрицательными числами.

    6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (11 ч).

    Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

    Цель: выработать прочные навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.

    Действия с отрицательными числами вводятся на основе представлений об изменении величин: сложение и вычитание чисел иллюстрируется соответствующими перемещениями точек числовой оси. При изучении данной темы целенаправленно отрабатываются алгоритмы сложения и вычитания при выполнении действий с целыми и дробными числами.

    7.Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (12 ч).

    Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.

    Цель: выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами.

    Навыки умножения и деления положительных и отрицательных чисел отрабатываются сначала при выполнении отдельных действий, а затем в сочетании с навыками сложения и вычитания при вычислении значений числовых выражений. При изучении данной темы учащиеся должны усвоить, что для обращения обыкновенной дроби в десятичную достаточно разделить числитель на знаменатель. В каждом конкретном случае они должны знать, в какую десятичную дробь обращается данная обыкновенная дробь — конечную или бесконечную. При этом необязательно акцентировать внимание на том, что бесконечная десятичная дробь оказывается периодической.

    8.Решение уравнений (15 ч).

    Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.

    Цель: подготовить учащихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений.

    Преобразования буквенных выражений путем раскрытия скобок, и приведения подобных слагаемых отрабатываются в той степени, в которой они необходимы для решения несложных уравнений. Введение арифметических действий над отрицательными числами позволяет ознакомить учащихся с общими приёмами решения линейных уравнений с одним неизвестным.

    9.Координаты на плоскости (13 ч).

    Построение перпендикуляра к прямой и параллельным прямым с помощью угольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков, диаграмм.

    Цель: познакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости.

    Учащиеся должны научиться распознавать и изображать перпендикулярные и параллельные прямые. Основное внимание следует уделить отработке навыков их построения с помощью линейки и угольника, не требуя точных определений. Основным результатом знакомства учащихся с координатной плоскостью должны явиться знания порядка записи координат точек плоскости и их названий, умения построить координатные оси, отметить точку по заданным ее координатам, определить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости. Формированию вычислительных и графических умений способствует построение столбчатых диаграмм. При выполнении соответствующих упражнений найдут применение изученные ранее сведения о масштабе и округлении чисел.

    Итоговое повторение курса (7 ч).

    Цель. Повторение и систематизация знаний полученных в течении учебного года.

    Делимость чисел. Действия с обыкновенными дробями. Отношения и пропорции.

     Свойства чисел с разными знаками. Решение уравнений. Координатная плоскость

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie