Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Чукальская основная общеобразовательная школа"
Республика Мордовия, Ардатовский район, село Чукалы
  • Литература 6 класс

    Литература 6 класс

    Родная литература 6-6 класс
    Автор
    В. П. Полухина, в.Я.Коровина и др.
    Класс
    6-6 класс
    Предмет
    Родная литература
    Издательство
    Просвещение
    Программа
    Программа общего образования по литературе, авторская Программа по литературе В.Я.Коровиной и др.
    Вид материала
    учебник
    Тип ресурса
    Ресурс школы
    Тип стоимости ресурса
    Бесплатно

    Пояснительная записка

           Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014)  к учебнику «Литература. 6 класс» в 2-х частях, В. П. Полухиной, в.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2016).

          Важнейшее значение  в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности  с высокими нравственными идеалами эстетическими потребностями имеет художественная лит-ра. Курс лит-ры в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко- культурных сведений, нравственно- эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать худ-ые произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского лит-ого языка.

          Изучение лит-ры в основной школе направлено на достижение следующих целей:

    - формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

    - развитие интеллектуальных и творческих способностей уч-ся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

    - постижение уч-ся вершинных произведений отечественной и мировой лит-ры, их чтение и анализ, усвоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства худ-ой формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

    - поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать худ-ый текст;

    - овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в худ-ом тексте и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

    - овладение общеучебными и УУД;

    - использование опыта обобщения с произведениями худ-ой лит-ры в повседневной жизни и учебной деят-ти, речевом самосовершенствовании.

        Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

    - обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

    - обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

    - обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение  планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися;

    - установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;

    -обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

    - взаимодействия образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;

    - выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий, организацию  общественно полезной деят-ти;

    - включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального направления и действия;

    -социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся;

    -сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

        В основе реализации основной образовательной программы лежит системно- деятельностный подход, который предполагает:

    - воспитание и развитие личности на основе  принципов толерантности, диалога и культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессинального состава;

    - переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования;

    - развитие на основе освоения УУД мира личности обучающегося, его активной учебно – познавательной деят-ти;

    - достижение целей личностного и социального развития обучающихся;

    - учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

       Цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить уч-ся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами , выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалами и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

    Общая характеристика предмета

          Главная идея программы  по лит-ре - изучение лит-ры от фольклора к древнерусской лит-ре, от неё – к русской лит-ре 18, 19, 20 веков. Русская лит-ра является одним из основных источников обогащения речи уч-ся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка худ-ых произведений способствует пониманию уч-ся эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

          Курс лит-ры в 6 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно- тематического принципов. Содержание курса включает произведения русской и зарубежной лит-ры, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.)

          Ведущая проблема изучения лит-ры в 6 классе – художественное произведение и автор. В программе соблюдена системная направленность – курс 6 класса представлен разделами:

    1. Устное народное творчество

    2. Древнерусская литература.

    3. Русская литература 18 века.

    4. Русская литература 18 века.

    5. Русская литература 20 века.

    6. Литература народов России.

    7. Зарубежная литература.

    8. Обзоры.

    9. Сведения по теории и истории литературы.

          Также в рабочей программе выделены часы на развитие речи, проектную деят-ть уч-ся.

    В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

    Требования к результатам освоения программы по литературе

    Личностные результаты:

    - воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

    - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации у обучению и познанию;

    - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

    - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

    - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

    - участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;

    - формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

    - формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

    - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

    Метапредметные результаты:

    - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

    - умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

    - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

    - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения

    - владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

    -умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

    - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

    - умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

    - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

    Предметные результаты:

    - понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской лит-ры, лит-ры 18 века, русских писателей 19-20 века, лит-ры народов России и зарубежной лит-ры;

    - понимание связи литературных произведений  с эпохой их написания, выявление в них нравственных ценностей и их современного звучания;

    - умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность  к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

    - определение в произведении элементов сюжета, изобразительно - выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе лит-ого произведения;

    - формирование собственного отношения к произведениям лит-ры, их оценка;

    - понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

    -  восприятие на слух лит-ых произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

    - умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

    - написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

    - понимание образной природы лит-ры как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений лит-ры; формирование эстетического вкуса;

    - понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании худ-ых образов лит-ых произведений.

      Учебно-тематическое планирование курса литература 6 класс

    Содержание

    Кол-во часов

    Введение.

    1 час

    Устное народное творчество.

    4 часа

    Из древнерусской литературы.

    2 часа

    Из русской литературы XVIII века.

    1 час

    Из русской литературы XIX века.

    52 часа

    Из русской литературы XX века.

    30 часов

    Зарубежная литература.

    12 часов

    Повторение, обобщение, итоговый контроль

    1 часа

    ИТОГО:

    103 часа

      Содержание тем учебного курса

    Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

    УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

    Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольк­лора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольк­лора.

    Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устно­го народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афо­ристичность загадок.

    Теория литературы. Обрядовый фольклор (началь­ные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки,  загадки.

    ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

    «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

    Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

     Теория литературы. Летопись (развитие представления)

    ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА.

    Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца.

    «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

    Теория лит-ры. Мораль в басне, аллегория, иносказание.

    ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

    Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

    Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

    Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

    Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

    «И.  И.  Пущину».Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зим­няя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

    «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

    «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

     «Дубровский». Изображение русского барства. Дубров­ский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровско­го против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, незави­симости личности. Романтическая история любви Владими­ра и Маши. Авторское отношение к героям.

    Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

    Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи».  Чувство  одиночества  и  тоски,  любовь  поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.  Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности инто­нации.

    «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

    Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) раз­меры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

    Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

    «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

    Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

    Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечат­левающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображе­нии природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление су­деб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

    Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

    Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завеси­ла...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрас­ного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный харак­тер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообра­зом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэти­ческой речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

    Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

    Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жиз­ни поэта.

    Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабрис­та в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

    «Железная дорога». Картины подневольного труда. На­род — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Свое­образие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотво­рении.

    Теория литературы. Стихотворные размеры (закре­пление понятия). Диалог. Строфа (начальные представле­ния).

    Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писа­теле.

    «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его унижен­ности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чинов­никами. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Рассказ «Человек на часах»

    Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представле­ния).

    Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

    «Толстый и тонкий»,  «Смерть чиновника»Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

    Теория   литературы. Юмор (развитие понятия).

    Родная  природа в  стихотворениях русских поэтов

    Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмот­ри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

    Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

    Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

    ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

    Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

    «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

    Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

    «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отно­шение автора к героям.

    Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о пи­сателе.

    «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотно­шений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

    Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

    Произведения о Великой  Отечественной  войне

    К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смолен­щины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Са­мойлов. «Сороковые».

    Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

    Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

    «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности ис­пользования народной речи.

    Теория   литературы. Речевая характеристика героя.

    Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

    «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

    Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие поня­тий). Герой-повествователь (развитие понятия).

    Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

    «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

    Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

    «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

    Родная  природа в русской поэзии XX века

    А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова.  «Перед весной бывают дни такие...».

    Чувство радости и печали, любви к родной природе родине  в  стихотворных  произведениях  поэтов  XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

    ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    Мифы Древней Греции.  Подвиги Геракла (в переложе­нии Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

    Теория   литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

    Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоле­ние препятствий, познание неизвестного. Храбрость, смет­ливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый прави­тель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

    Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные    представления).

    Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

    Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нра­вах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловеч­ный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

    Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

    Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой при­роды. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалисти­ческое воплощение.

    Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

    Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

    «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утвер­ждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

    Теория литературы. Притча (начальные представ­ления).

    Произведения для заучивания наизусть

    А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.

    М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.

    Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

    Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

    А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

    А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

    А.А. Блок. Летний вечер.

    А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

    1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике