Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Чукальская основная общеобразовательная школа"
Республика Мордовия, Ардатовский район, село Чукалы
  • Изобразительное искусство 5 класс.
    Изобразительное искусство 5 класс
    Изобразительное искусство
    5-5 класс
    Автор
    Горяева Н.А., Островская О В.
    Класс
    5-5 класс
    Предмет
    Изобразительное искусство
    Программа
    Авторской программы Б.М. Неменского  «Изобразительное искусство». Рабочие программы. Предметная линия учебников  под редакцией Б.М. Неменского.  5-8 классы, Москва «Просвещение», 2017 г.
    Издательство
    Просвещение
    Вид материала
    учебник

    Программа курса по изобразительному искусству 5-8 классы создана на основе:

    1.      Требований  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 « Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями идополнениями Приказом Минобороннауки Росси от 29 декабря 2014 г. № 1644);

    2.      Основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы;

    1. Авторской программы Б.М. Неменского  «Изобразительное искусство». Рабочие программы. Предметная линия учебников  под редакцией Б.М. Неменского.  5-8 классы, Москва «Просвещение», 2017 г.

    Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

    Программа предусматривает возможность изучения курса «Изобразительное искусство» в объёме 1 учебного часа в неделю

     

     

     

     

    1.      Планируемые результаты учебного предмета

     

    По завершению  курса изобразительного искусства на этапе основного общего образования выпускники основной школы должны овладевать следующими результатами

     

    Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

    •                      воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

    •                     формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

    •                     формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

    •                      формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

    •                     развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

    •                     формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

    •                      осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

    •                      развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

    Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

    •                     умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

    •                     умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

    •                     умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

    •                     умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

    •                     владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

    •                     умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

    Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

    •                 формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;

    •                 развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

    •                 развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

    •                 освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

    •                 воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

    •                 приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально - пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

    •                 приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

    •                 развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

    •                 осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

    •                 развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

     

     

    Планируемые результаты изучения курса «Изобразительного искусства»

    5 класс:

    Личностные результаты:

    - формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

    - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности

    - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

    -овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;

    -формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры

    Метапредметные результаты

    -Формирование   активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

    -обретение самостоятельного  творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным  действиям, в различных учебных и жизненных ситуациях;

    Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

    -развитие фантазии, воображения, визуальной памяти;

    -умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов

    Предметные результаты:

    -восприятие  мира, человека, окружающих явлений  с эстетических позиций;

    -активное отношение к традициям культуры как  к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

    -художественное познание мира, понимание роли  и места искусства в жизни человека и общества;

    -умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в справочных материалах, электронных ресурсах;

    -понимание разницы между элитарным и массовым искусством;

     

    Требования к подготовке обучающихся по предмету:

    • -применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собствен знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
    • знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
    • знать несколько народных художественных промыслов России;
    • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);
    • различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т. д.);
    • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
    • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
    • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
    • создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые общей стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
    • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;
    • владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.);

    ной художественной деятельности

     

    6 класс:

    Личностные результаты:

    -осмысление и эмоционально – ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусств;

    -освоение художественной культуры как сферы материального выражения  духовных ценностей, представленных в пространственных формах;

    -воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;

     -овладение средствами художественного изображения;

    -развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать  , анализировать  и  структурировать визуальный образ на основе  его эмоционально -  нравственной оценке

    Метапредметные результаты:

    - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

    - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

    - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

    -умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

    -развитие художественно- образного мышления  как неотъемлемой части целостного мышления человека

    Предметные результаты:

    -понимание основ изобразительной грамоты,  умение использовать специфику образного языка и средства художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической  работы, т.е. в процессе создания художественных образов;

    -восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;

    - применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественной деятельности(работа в области живописи, графики, скульптуры);

    - освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах;

    -развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

    - осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

    Требования к подготовке обучающихся по предмету:

     

    • знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
    • знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
    • понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ;
    • знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
    • называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
    • понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
    • знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
    • знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;
    • пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
    • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоскостного и объёмного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
    • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
    • создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
    • активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;

     

     

    7 класс:

    Личностные результаты:

    -воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

    - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

    -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

    - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

    -формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры

    -овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;

    Метапредметные результаты:

    -воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, в национальных -  образах  предметно -  материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;

    - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

    - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

    - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

    - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

    - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

    Предметные результаты:

    - развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

    - освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах;

    - воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

    - приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств; изобразительных, декоративно-прикладных;

    - приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках;

    - развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

    - развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

     

    Требования к подготовке обучающихся по предмету:

    • уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
    • понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
    • знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;
    • конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);
    • моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
    • работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
    • конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
    • владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскостии в пространстве;
    • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделированииархитектурного ансамбля;
    • использовать разнообразные художественные материалы;

     

     

     8 класс:

    Личностные результаты:

    -воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

    - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

    -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

    - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

    -формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры

    -овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;

     

     

     

    Метапредметные результаты:

    -воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, в национальных -  образах  предметно -  материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;

    - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

    - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

    - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

    - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

    - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

     

     

    Предметные результаты:

    - развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

    - освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах;

    - воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

    - приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств; изобразительных, декоративно-прикладных;

    - приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках;

    - развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

    - развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

     

     

    Требования к подготовке обучающихся по предмету:

    • освоить азбуку фотографирования;
    • анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционнойграмотности в своей съёмочной практике;
    • усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);
    • усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
    • осознавать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работенад простейшими учебными и домашними кино- и видеоработами;
    • быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.

     

     

     

    2.      Содержание учебного предмета

    Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование  художественной культуры учищихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребёнка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка — главный смысловой стержень программы. При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания, конструктивная деятельность направлена на создание предметнопространственной среды, а декоравтивная  деятельность — это способ организации общения людей, и прежде всего она имеет коммуникативные функции в жизни общества. Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала. Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная ц е л ь — формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нём, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры. Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности — сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребёнка, формируется его ценностное отношение к миру. Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоциональноценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественнообразного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребёнком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоциональноценностных критериев жизни. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративноприкладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.

    Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

    Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно- эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.

    Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения

    Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно- эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

    Ценностные ориентиры данного предмета таковы: учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной,т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

    Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально- нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.

    Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

    При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность — это способ организации общения людей и прежде всего имеет коммуникативные функции в жизни общества.

    Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.

    Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель — формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

    Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности — сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

    Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально- ценностных критериев жизни.

    Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.

    Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

    Россия — часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3.      Тематическое планирование

    ТАБЛИЦА  ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСОВ.

     

     

    №п/п

    Содержание

    Количество часов по авторской программе

    Количество часов по рабочей программе

    5 кл

    6 кл

    7 кл

    8 кл

    5 кл

    6 кл

    7 кл

    8 кл

    1.

    Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

    35

     

     

     

    34

     

     

     

     

    - Древние корни народного искусства.

    8

     

     

     

    8

     

     

     

    -Связь времён в народном искусстве.

    8

     

     

     

    8

     

     

     

    -Декор- человек, общество, время.

    12

     

     

     

    12

     

     

     

    -Декоративное искусство в современном мире.

    7

     

     

     

    6

     

     

     

    2.

    Изобразительное искусство в жизни человека.

     

    35

     

     

     

    34

     

     

    -Виды изобразительного искусства и основы образного языка.

     

    8

     

     

     

    8

     

     

    -Мир наших вещей. Натюрморт.

     

    8

     

     

     

    8

     

     

    -Вглядываясь в человека. Портрет.

     

    12

     

     

     

    12

     

     

    -Человек и пространство. Пейзаж.

     

    7

     

     

     

    6

     

     

    3.

    Дизайн и архитектура в жизни человека.

     

     

    35

     

     

     

    34

     

    -Архитектура и дизайн- конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек. Художник-дизайн-архитектура.

     

     

    8

     

     

     

    8

     

    -В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.

     

     

    8

     

     

     

    8

     

    -Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека.

     

     

    12

     

     

     

    12

     

    -Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и инд. проектирование

     

     

    7

     

     

     

    6

     

    4.

    Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении.

     

     

     

    35

     

     

     

    34

    -Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах.

     

     

     

    8

     

     

     

    8

    -Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий.

     

     

     

    8

     

     

     

    8

    -Фильм-творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?

     

     

     

    12

     

     

     

    12

    -Телевидение-пространство культуры? Экран-искусство-зритель.

     

     

     

    7

     

     

     

    6

     

    Итого:

    35

    35

    35

    35

    34

    34

    34

    34

    140 ч

    136 ч

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie