Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Чукальская основная общеобразовательная школа"
Республика Мордовия, Ардатовский район, село Чукалы
  • Литературное чтение 1 класс.
    Литературное чтение 1 класс
    Литературное чтение
    1-1 класс
    Автор
    Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.
    Серия
    школа России
    Класс
    1-1 класс
    Предмет
    Литературное чтение
    Программа
    Литературное чтение. Предметная линия учебников системы «Школа России». Примерные рабочие программы. 1-4 классы.
    Издательство
    "Просвещение"
    Вид материала
    учебник

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
    Программа разработана на основе Федерального государ-
    ственного образовательного стандарта начального общего об-
    разования, Концепции духовно-нравственного развития и вос-
    питания личности гражданина России.
    «Литературное чтение» — один из основных предметов в об-
    учении младших школьников. Он формирует общеучебный на-
    вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес
    к чтению художественной литературы и способствует общему
    развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическо-
    му воспитанию.
    Курс «Литературное чтение» (авт. Л. Ф. Климановой и др.)
    направлен на достижение следующих целей:
    l овладение осознанным, правильным, беглым и выразитель-
    ным чтением как базовым навыком в системе образования
    младших школьников; совершенствование всех видов речевой
    деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви-
    дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро-
    вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе
    книг и самостоятельной читательской деятельности;
    l развитие художественно-творческих и познавательных спо-
    собностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе-
    ственных произведений; формирование эстетического отно-
    шения к слову и умения понимать художественное произве -
    дение;
    l обогащение нравственного опыта младших школьников
    средствами художественной литературы; формирование нрав-
    ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен-
    ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль-
    туре и культуре народов многонациональной России и других
    стран.
    «Литературное чтение» как учебный предмет в начальной
    школе имеет большое значение в решении задач не только
    обучения, но и воспитания.
    Знакомство учащихся с доступными их возрасту художест-
    венными произведениями, духовно-нравственное и эстети чи волю читателя, способствует формированию личных качеств,
    соответствующих национальным и общечеловеческим ценно-
    стям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает
    у них умение соотносить свои поступки с этическими прин-
    ципами поведения культурного человека, формирует навыки
    доброжелательного сотрудничества.
    Важнейшим аспектом литературного чтения является фор-
    мирование навыка чтения и других видов речевой деятель-
    ности. Учащиеся овладевают осознанным и выразительным
    чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться
    в книге, использовать её для расширения своих знаний об
    окружающем мире.
    В процессе освоения курса у младших школьников повыша-
    ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения
    составлять диалог, высказывать собственное мнение, строить
    монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ-
    ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справоч-
    ным аппаратом учебника, находить информацию в словарях,
    справочниках и энциклопедиях.
    На уроках литературного чтения формируется читательская
    компетентность, помогающая младшему школьнику осознать
    себя грамотным читателем, способным к использованию чи-
    тательской деятельности для своего самообразования. Грамот-
    ный читатель обладает потребностью в постоянном чтении
    книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с тек-
    стом, понимает прочитанные и прослушанные произведе-
    ния, знает книги, умеет их самостоятельно выбрать и оце-
    нить.
    Курс «Литературное чтение» пробуждает интерес учащихся
    к чтению художественных произведений, работа с которыми
    не ограничивается рассмотрением сюжетно-информационной
    стороны текста. Внимание начинающего читателя обращает-
    ся на словесно-образную природу художественного произве-
    дения, на отношение автора к героям и окружающему миру,
    на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие
    школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, це-
    нить образность словесного искусства.
    Курс «Литературное чтение» решает множество важнейших
    задач начального обучения и готовит младшего школьника
    к успешному обучению в средней школе.
    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
    «Литературное чтение» (авт. Л. Ф. Климановой и др.) как
    систематический курс начинается с 1 класса сразу после обу-
    чения грамоте.
    5
    Основными задачами курса являются:
    l развивать у учащихся способность воспринимать художе-
    ственное произведение, сопереживать героям, эмоционально
    откликаться на прочитанное;
    l учить школьников чувствовать и понимать образный язык
    художественного произведения, выразительные средства язы-
    ка, развивать образное мышление;
    l формировать умение воссоздавать художественные образы
    литературного произведения, развивать творческое и воссозда-
    ющее воображение учащихся и особенно ассоциативное мыш-
    ление;
    l развивать поэтический слух детей, накапливать эстетиче-
    ский опыт слушания произведений, воспитывать художествен-
    ный вкус;
    l формировать нравственные представления, суждения и
    оценки через анализ произведения, осмысление мотивов по-
    ступков героев, идентификацию себя с героями литературных
    произведений;
    l обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные пред-
    ставления об окружающем мире и природе;
    l формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
    приобщая его к чтению художественной литературы;
    l формировать потребность в постоянном чтении книг, раз-
    вивать интерес к самостоятельному литературному творче-
    ству;
    l создавать условия для формирования потребности в само-
    стоятельном чтении художественных произведений, формиро-
    вать читательскую самостоятельность;
    l расширять кругозор детей через чтение книг различных
    жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать
    нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
    l обеспечивать развитие речи школьников, формировать на-
    вык чтения и речевые умения;
    l работать с различными типами текстов, в том числе научно-
    познавательным.
    Раздел «Круг детского чтения» включает произведения
    устного творчества народов России и зарубежных стран, про-
    изведения классиков отечественной и зарубежной литературы
    и современных писателей России и других стран (художествен-
    ные и научно-познавательные). Программа включает все ос-
    новные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,
    драматические произведения.
    Изучая материал раздела, учащиеся работают с книгами,
    учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги по-
    полняют знания об окружающем мире, жизни сверстников,
    об их отношении друг к другу, труду, Родине. В процессе об-
    учения обогащается социально-нравственный и эстетическийопыт ребёнка, который формирует у школьников читательскую
    самостоятельность.
    Программа курса предусматривает знакомство с книгой как
    источником различного вида информации и формирование
    библиографических умений.
    Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
    включает все виды речевой и читательской деятельности (уме-
    ние читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными
    видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой
    культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных
    навыков.
    Навык чтения. На протяжении четырёх лет обучения ме-
    няются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт ос-
    воение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах
    слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее фор-
    мируются приёмы интонационного объединения слов в пред-
    ложения, увеличивается скорость чтения (беглое чтение),
    постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением со-
    держания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают ра-
    циональными приёмами чтения и понимания прочитанного,
    орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и
    предложений, осваивают разные виды чтения текста (выбороч-
    ное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответ-
    ствии с конкретной речевой задачей.
    Параллельно с формированием навыка беглого чтения ве-
    дётся целенаправленная работа по развитию навыка осознан-
    ного чтения, умения постигать смысл прочитанного, обобщать
    и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами вырази-
    тельного чтения.
    Совершенствование устной речи (умения слушать и го-
    ворить) проводится параллельно с обучением чтению. Со-
    вершенствуются умения воспринимать на слух высказывание
    или чтение собеседника, понимать цели речевого высказыва-
    ния, задавать вопросы по услышанному или прочитанному
    произведению, высказывать свою точку зрения. Усваивают-
    ся продуктивные формы диалога, формулы речевого этике-
    та в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство
    с особенностями национального этикета и общения людей
    проводится на основе литературных (фольклорных и класси-
    ческих) произведений. Совершенствуется монологическая речь
    учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему
    или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется
    активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, вы-
    борочный и полный пересказ прочитанного или услышанного
    произведения.
    Особое место в программе отводится работе с текстом
    художественного произведения. На уроках литературного
    7
    чтения совершенствуется представление о текстах (описание,
    рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художе-
    ственные, деловые (учебные) и научно-познавательные тек-
    сты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его
    темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми уме-
    ниями, как деление текста на части, озаглавливание, составле-
    ние плана, различение главной и дополнительной информации
    текста.
    Программой предусмотрена литературоведческая пропе-
    девтика. Учащиеся получают первоначальные представления
    о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литератур-
    ного произведения, об основных жанрах литературных произ-
    ведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых
    фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаут-
    ка). Дети учатся использовать изобразительные и выразитель-
    ные средства словесного искусства («живописание словом»,
    сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и
    музыкальность стихотворной речи).
    При анализе художественного текста на первый план вы-
    двигается художественный образ (без термина). Сравнивая
    художественный и научно-познавательный тексты, учащие-
    ся осознают, что перед ними не просто познавательные ин-
    тересные тексты, а именно произведения словесного ис-
    кусства. Слово становится объектом внимания читателя и
    осмысливается как средство создания словесно-художествен-
    ного образа, через который автор выражает свои мысли и
    чувства.
    Анализ образных средств языка в начальной школе прово-
    дится в объёме, который позволяет детям почувствовать це-
    лостность художественного образа, адекватно воспринять ге-
    роя произведения и сопереживать ему.
    Дети осваивают разные виды пересказов художественного
    текста: подробный (с использованием образных слов и выра-
    жений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
    На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся
    осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его
    характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося
    их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл
    прочитанного произведения.
    Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает
    приёмы и способы деятельности, которые помогут учащим-
    ся адекватно воспринимать художественное произведение и
    проявлять собственные творческие способности. При работе
    с художественным текстом (со словом) используется жизнен-
    ный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируют-
    ся образные представления, возникающие у него в процессе
    чтения, развивается умение воссоздавать словесные образыв соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечи-
    вает полноценное восприятие литературного произведения,
    формирование нравственно-эстетического отношения к дей-
    ствительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из
    них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсцениро-
    вания и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров
    и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют
    стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному
    творчеству писателей, создателей произведений словесного ис-
    кусства.
    ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА,
    КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
    В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
    Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе
    на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неде-
    лю, 10 учебных недель 1), во 2—4 классах по 136 ч (4 ч в неделю,
    34 учебные недели в каждом классе).
    ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
    СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА
    «Литературное чтение» как учебный предмет в начальной
    школе имеет большое значение в решении задач не только об-
    учения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомят-
    ся с высоконравственными художественными произведениями,
    которые способствуют духовно-нравственному воспитанию и
    развитию учащихся начальных классов.
    Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся
    с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и на-
    родов других стран, способствует формированию личностных
    качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим
    ценностям.
    На уроках литературного чтения продолжается совершен-
    ствование техники чтения, дети начинают осмысленно вос-
    принимать текст. Читая и анализируя произведения, ребёнок
    задумывается над базовыми ценностями: добром, справедли-
    востью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмо-
    циональное восприятие произведения. Система духовно-нрав-
    ственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока
    1 Курс литературного чтения вводится после завершения обучения гра-
    моте.
    9
    литературного чтения, формирует личностные качества чело-
    века, характеризующие его отношение к другим людям, Ро-
    дине.
    ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
    И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
    УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
    Реализация программы обеспечивает достижение выпуск-
    никами начальной школы следующих личностных, метапред-
    метных и предметных результатов в соответствии с требовани-
    ями ФГОС НОО:
    Личностные результаты:
    1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто-
    рию, российский народ, становление гуманистических и де-
    мократических ценностных ориентаций многонационального
    российского общества;
    2) формирование средствами литературных произведений
    целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии приро-
    ды, народов, культур и религий;
    3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстети-
    ческих потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу-
    шания и заучивания наизусть произведений художественной
    литературы;
    4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо-
    ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере-
    живания чувствам других людей;
    5) формирование уважительного отношения к иному мне-
    нию, истории и культуре других народов, выработка умения
    терпимо относиться к людям иной национальной принадлеж-
    ности;
    6) овладение начальными навыками адаптации в школе
    к школьному коллективу;
    7) принятие и освоение социальной роли обучающегося,
    развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич-
    ностного смысла учения;
    8) развитие самостоятельности и личной ответственности
    за свои поступки на основе представлений о нравственных
    нормах общения;
    9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер-
    стниками в разных социальных ситуациях, умения избегать
    конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возмож-
    ность сравнивать поступки героев литературных произведений
    со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.10) наличие мотивации к творческому труду и бережному
    отношению к материальным и духовным ценностям, формиро-
    вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.
    Метапредметные результаты:
    1) овладение способностью принимать и сохранять цели
    и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществ-
    ления;
    2) освоение способов решения проблем творческого и по-
    искового характера;
    3) формирование умения планировать, контролировать и
    оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
    задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф-
    фективные способы достижения результата;
    4) формирование умения понимать причины успеха/не-
    успеха учебной деятельности и способности конструктивно
    действовать даже в ситуациях неуспеха;
    5) использование знаково-символических средств представ-
    ления информации о книгах;
    6) активное использование речевых средств для решения
    коммуникативных и познавательных задач;
    7) использование различных способов поиска учебной ин-
    формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер-
    претации информации в соответствии с коммуникативными и
    познавательными задачами;
    8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соот-
    ветствии с целями и задачами, осознанного построения рече-
    вого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и
    составления текстов в устной и письменной формах;
    9) овладение логическими действиями сравнения, анализа,
    синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна-
    кам, установления причинно-следственных связей, построения
    рассуждений;
    10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при-
    знавать различные точки зрения и право каждого иметь свою,
    излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
    оценку событий;
    11) формирование умения договариваться о распределении
    ролей в совместной деятельности, определение общей цели и
    путей её достижения, осмысливать собственное поведение и
    поведение окружающих;
    12) готовность конструктивно разрешать конфликты по-
    средством учёта интересов сторон и сотрудничества.
    Предметные результаты:
    1) понимание литературы как явления национальной и ми-
    ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных
    ценностей и традиций;
    11
    2) осознание значимости чтения для личного развития;
    формирование представлений о Родине и её людях, окружа-
    ющем мире, культуре, первоначальных этических представле-
    ний, понятий о добре и зле, дружбе, честности; выработка
    потребности в систематическом чтении;
    3) достижение необходимого для продолжения образования
    уровня читательской компетентности, общего речевого разви-
    тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными
    приёмами анализа художественных, научно-познавательных и
    учебных текстов с использованием элементарных литературо-
    ведческих понятий;
    4) использование разных видов чтения (изучающее (смыс-
    ловое), выборочное, поисковое); умение осознанно восприни-
    мать и оценивать содержание и специфику различных текстов,
    участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нрав-
    ственную оценку поступков героев;
    5) умение самостоятельно выбирать интересующую литера-
    туру, пользоваться справочными источниками для понимания
    и получения дополнительной информации, составляя самосто-
    ятельно краткую аннотацию;
    6) умение использовать простейшие виды анализа различ-
    ных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и
    определять главную мысль произведения, делить текст на ча-
    сти, озаглавливать их, составлять простой план, находить сред-
    ства выразительности, пересказывать произведение;
    7) умение работать с разными видами текстов, находить ха-
    рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху-
    дожественных произведений. На практическом уровне овладеть
    некоторыми видами письменной речи (повествование — созда-
    ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на
    вопрос, описание — характеристика героев; умение написать
    отзыв на прочитанное произведение);
    8) развитие художественно-творческих способностей, уме-
    ние создавать собственный текст на основе художественного
    произведения, репродукции картин художников, иллюстраций,
    личного опыта.
     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie