- Автор
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.
- Серия
- школа России
- Класс
- 1-1 класс
- Предмет
- Литературное чтение
- Программа
- Литературное чтение. Предметная линия учебников системы «Школа России». Примерные рабочие программы. 1-4 классы.
- Издательство
- "Просвещение"
- Вид материала
- учебник
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государ-
ственного образовательного стандарта начального общего об-
разования, Концепции духовно-нравственного развития и вос-
питания личности гражданина России.
«Литературное чтение» — один из основных предметов в об-
учении младших школьников. Он формирует общеучебный на-
вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес
к чтению художественной литературы и способствует общему
развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическо-
му воспитанию.
Курс «Литературное чтение» (авт. Л. Ф. Климановой и др.)
направлен на достижение следующих целей:
l овладение осознанным, правильным, беглым и выразитель-
ным чтением как базовым навыком в системе образования
младших школьников; совершенствование всех видов речевой
деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви-
дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро-
вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе
книг и самостоятельной читательской деятельности;
l развитие художественно-творческих и познавательных спо-
собностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе-
ственных произведений; формирование эстетического отно-
шения к слову и умения понимать художественное произве -
дение;
l обогащение нравственного опыта младших школьников
средствами художественной литературы; формирование нрав-
ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен-
ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль-
туре и культуре народов многонациональной России и других
стран.
«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной
школе имеет большое значение в решении задач не только
обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художест-
венными произведениями, духовно-нравственное и эстети чи волю читателя, способствует формированию личных качеств,
соответствующих национальным и общечеловеческим ценно-
стям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает
у них умение соотносить свои поступки с этическими прин-
ципами поведения культурного человека, формирует навыки
доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является фор-
мирование навыка чтения и других видов речевой деятель-
ности. Учащиеся овладевают осознанным и выразительным
чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться
в книге, использовать её для расширения своих знаний об
окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повыша-
ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения
составлять диалог, высказывать собственное мнение, строить
монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ-
ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справоч-
ным аппаратом учебника, находить информацию в словарях,
справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская
компетентность, помогающая младшему школьнику осознать
себя грамотным читателем, способным к использованию чи-
тательской деятельности для своего самообразования. Грамот-
ный читатель обладает потребностью в постоянном чтении
книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с тек-
стом, понимает прочитанные и прослушанные произведе-
ния, знает книги, умеет их самостоятельно выбрать и оце-
нить.
Курс «Литературное чтение» пробуждает интерес учащихся
к чтению художественных произведений, работа с которыми
не ограничивается рассмотрением сюжетно-информационной
стороны текста. Внимание начинающего читателя обращает-
ся на словесно-образную природу художественного произве-
дения, на отношение автора к героям и окружающему миру,
на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие
школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, це-
нить образность словесного искусства.
Курс «Литературное чтение» решает множество важнейших
задач начального обучения и готовит младшего школьника
к успешному обучению в средней школе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
«Литературное чтение» (авт. Л. Ф. Климановой и др.) как
систематический курс начинается с 1 класса сразу после обу-
чения грамоте.
5
Основными задачами курса являются:
l развивать у учащихся способность воспринимать художе-
ственное произведение, сопереживать героям, эмоционально
откликаться на прочитанное;
l учить школьников чувствовать и понимать образный язык
художественного произведения, выразительные средства язы-
ка, развивать образное мышление;
l формировать умение воссоздавать художественные образы
литературного произведения, развивать творческое и воссозда-
ющее воображение учащихся и особенно ассоциативное мыш-
ление;
l развивать поэтический слух детей, накапливать эстетиче-
ский опыт слушания произведений, воспитывать художествен-
ный вкус;
l формировать нравственные представления, суждения и
оценки через анализ произведения, осмысление мотивов по-
ступков героев, идентификацию себя с героями литературных
произведений;
l обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные пред-
ставления об окружающем мире и природе;
l формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
приобщая его к чтению художественной литературы;
l формировать потребность в постоянном чтении книг, раз-
вивать интерес к самостоятельному литературному творче-
ству;
l создавать условия для формирования потребности в само-
стоятельном чтении художественных произведений, формиро-
вать читательскую самостоятельность;
l расширять кругозор детей через чтение книг различных
жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать
нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
l обеспечивать развитие речи школьников, формировать на-
вык чтения и речевые умения;
l работать с различными типами текстов, в том числе научно-
познавательным.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения
устного творчества народов России и зарубежных стран, про-
изведения классиков отечественной и зарубежной литературы
и современных писателей России и других стран (художествен-
ные и научно-познавательные). Программа включает все ос-
новные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,
драматические произведения.
Изучая материал раздела, учащиеся работают с книгами,
учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги по-
полняют знания об окружающем мире, жизни сверстников,
об их отношении друг к другу, труду, Родине. В процессе об-
учения обогащается социально-нравственный и эстетическийопыт ребёнка, который формирует у школьников читательскую
самостоятельность.
Программа курса предусматривает знакомство с книгой как
источником различного вида информации и формирование
библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
включает все виды речевой и читательской деятельности (уме-
ние читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными
видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой
культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных
навыков.
Навык чтения. На протяжении четырёх лет обучения ме-
няются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт ос-
воение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах
слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее фор-
мируются приёмы интонационного объединения слов в пред-
ложения, увеличивается скорость чтения (беглое чтение),
постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением со-
держания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают ра-
циональными приёмами чтения и понимания прочитанного,
орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и
предложений, осваивают разные виды чтения текста (выбороч-
ное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответ-
ствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого чтения ве-
дётся целенаправленная работа по развитию навыка осознан-
ного чтения, умения постигать смысл прочитанного, обобщать
и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами вырази-
тельного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и го-
ворить) проводится параллельно с обучением чтению. Со-
вершенствуются умения воспринимать на слух высказывание
или чтение собеседника, понимать цели речевого высказыва-
ния, задавать вопросы по услышанному или прочитанному
произведению, высказывать свою точку зрения. Усваивают-
ся продуктивные формы диалога, формулы речевого этике-
та в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство
с особенностями национального этикета и общения людей
проводится на основе литературных (фольклорных и класси-
ческих) произведений. Совершенствуется монологическая речь
учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему
или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется
активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, вы-
борочный и полный пересказ прочитанного или услышанного
произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом
художественного произведения. На уроках литературного
7
чтения совершенствуется представление о текстах (описание,
рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художе-
ственные, деловые (учебные) и научно-познавательные тек-
сты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его
темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми уме-
ниями, как деление текста на части, озаглавливание, составле-
ние плана, различение главной и дополнительной информации
текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропе-
девтика. Учащиеся получают первоначальные представления
о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литератур-
ного произведения, об основных жанрах литературных произ-
ведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых
фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаут-
ка). Дети учатся использовать изобразительные и выразитель-
ные средства словесного искусства («живописание словом»,
сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и
музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план вы-
двигается художественный образ (без термина). Сравнивая
художественный и научно-познавательный тексты, учащие-
ся осознают, что перед ними не просто познавательные ин-
тересные тексты, а именно произведения словесного ис-
кусства. Слово становится объектом внимания читателя и
осмысливается как средство создания словесно-художествен-
ного образа, через который автор выражает свои мысли и
чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе прово-
дится в объёме, который позволяет детям почувствовать це-
лостность художественного образа, адекватно воспринять ге-
роя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного
текста: подробный (с использованием образных слов и выра-
жений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся
осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его
характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося
их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл
прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает
приёмы и способы деятельности, которые помогут учащим-
ся адекватно воспринимать художественное произведение и
проявлять собственные творческие способности. При работе
с художественным текстом (со словом) используется жизнен-
ный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируют-
ся образные представления, возникающие у него в процессе
чтения, развивается умение воссоздавать словесные образыв соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечи-
вает полноценное восприятие литературного произведения,
формирование нравственно-эстетического отношения к дей-
ствительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из
них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсцениро-
вания и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров
и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют
стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному
творчеству писателей, создателей произведений словесного ис-
кусства.
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА,
КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе
на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неде-
лю, 10 учебных недель 1), во 2—4 классах по 136 ч (4 ч в неделю,
34 учебные недели в каждом классе).
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА
«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной
школе имеет большое значение в решении задач не только об-
учения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомят-
ся с высоконравственными художественными произведениями,
которые способствуют духовно-нравственному воспитанию и
развитию учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся
с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и на-
родов других стран, способствует формированию личностных
качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим
ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается совершен-
ствование техники чтения, дети начинают осмысленно вос-
принимать текст. Читая и анализируя произведения, ребёнок
задумывается над базовыми ценностями: добром, справедли-
востью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмо-
циональное восприятие произведения. Система духовно-нрав-
ственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока
1 Курс литературного чтения вводится после завершения обучения гра-
моте.
9
литературного чтения, формирует личностные качества чело-
века, характеризующие его отношение к другим людям, Ро-
дине.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Реализация программы обеспечивает достижение выпуск-
никами начальной школы следующих личностных, метапред-
метных и предметных результатов в соответствии с требовани-
ями ФГОС НОО:
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто-
рию, российский народ, становление гуманистических и де-
мократических ценностных ориентаций многонационального
российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений
целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии приро-
ды, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстети-
ческих потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу-
шания и заучивания наизусть произведений художественной
литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо-
ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере-
живания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мне-
нию, истории и культуре других народов, выработка умения
терпимо относиться к людям иной национальной принадлеж-
ности;
6) овладение начальными навыками адаптации в школе
к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося,
развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич-
ностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности
за свои поступки на основе представлений о нравственных
нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер-
стниками в разных социальных ситуациях, умения избегать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возмож-
ность сравнивать поступки героев литературных произведений
со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.10) наличие мотивации к творческому труду и бережному
отношению к материальным и духовным ценностям, формиро-
вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели
и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществ-
ления;
2) освоение способов решения проблем творческого и по-
искового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф-
фективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/не-
успеха учебной деятельности и способности конструктивно
действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представ-
ления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения
коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной ин-
формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер-
претации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соот-
ветствии с целями и задачами, осознанного построения рече-
вого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и
составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа,
синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна-
кам, установления причинно-следственных связей, построения
рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при-
знавать различные точки зрения и право каждого иметь свою,
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
11) формирование умения договариваться о распределении
ролей в совместной деятельности, определение общей цели и
путей её достижения, осмысливать собственное поведение и
поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты по-
средством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и ми-
ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных
ценностей и традиций;
11
2) осознание значимости чтения для личного развития;
формирование представлений о Родине и её людях, окружа-
ющем мире, культуре, первоначальных этических представле-
ний, понятий о добре и зле, дружбе, честности; выработка
потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования
уровня читательской компетентности, общего речевого разви-
тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными
приёмами анализа художественных, научно-познавательных и
учебных текстов с использованием элементарных литературо-
ведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смыс-
ловое), выборочное, поисковое); умение осознанно восприни-
мать и оценивать содержание и специфику различных текстов,
участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нрав-
ственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литера-
туру, пользоваться справочными источниками для понимания
и получения дополнительной информации, составляя самосто-
ятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различ-
ных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и
определять главную мысль произведения, делить текст на ча-
сти, озаглавливать их, составлять простой план, находить сред-
ства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить ха-
рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху-
дожественных произведений. На практическом уровне овладеть
некоторыми видами письменной речи (повествование — созда-
ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на
вопрос, описание — характеристика героев; умение написать
отзыв на прочитанное произведение);
8) развитие художественно-творческих способностей, уме-
ние создавать собственный текст на основе художественного
произведения, репродукции картин художников, иллюстраций,
личного опыта.