Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Чукальская основная общеобразовательная школа"
Республика Мордовия, Ардатовский район, село Чукалы
  • Изобразительное искусство 4 класс.
    Изобразительное искусство 4 класс
    Изобразительное искусство
    4-4 класс
    Автор
    Неменский Б.М., Горяева Н.А., Питерских А.С.
    Серия
    Школа России
    Класс
    4-4 класс
    Предмет
    Изобразительное искусство
    Программа
    Рабочая программа по ИЗО по УМК "Школа России"
    Издательство
    Просвещение
    Вид материала
    Учебник

    Пояснительная записка
    Программа разработана на основе Федерального Государственного Образовательного
    Стандарта (ФГОС) начального общего образования, Концепции духовно-нравственного
    развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начально-
    го общего образования, авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Немен-
    ского, В.Г. Горяева, Г.Е.Гуровой и др. «Изобразительное искусство» 1-4 класс.
    Реализация программы предполагает использование УМК «Школа России».
    Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
     Конституция Российской Федерации (ст.43)
     Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ статьи 10, 11, 12, 28, 29, 30, 47, 55,
    66, «ОБ образовании в Российской Федерации»
     Санитарно-эпидемилогические правила и нормативы СанПиН (2.4.2. №2821 – 10),
    «Санитарно-эпидемилогические требования к условиям и организации обучения в
    общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03
    марта 2011 года
     Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утвер-
    ждении введение в действие Федерального Государственного образовательного
    стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте
    22.12.2009 года, рег. №17785)
     Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Прило-
    жение к приказу Минобрнауки России от 06.10.2009г. №373)
     Концепция учебно - методического комплекса "Школа России"
     Концепцией духовно-нравставенного развития личности.
    Цели
    - воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение
    нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств,
    уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и
    способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через ис-
    кусство.
    - развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности твор-
    чески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков со-
    трудничества в художественной деятельности.
    - освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декора-
    тивно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.
    - овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного
    кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой
    деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетическо-
    го вкуса.
    Задачи курса
    - совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и
    окружающего мира;
    - формирование навыков работы с различными художественными материалами.
    - воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение
    нравственного опыта, представлений о добре и зле;
    - воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной
    России и других стран;
    - готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в ис-
    кусстве и через искусство.
    - развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности твор-
    чески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков со-
    трудничества в художественной деятельности.
    -совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и
    окружающего мира.
    - развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни
    (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.).
    - формирование навыков работы с различными художественными материалами.
    2. Общая характеристика учебного предмета, курса.
    Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По срав-
    нению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип
    мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоцио-
    нально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления
    интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
    3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
    Курс «Изобразительное искусство» рассчитан на 135 часов. В 1 классе на изучение
    изобразительного искусства отводится 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недель), во 2 –
    4 классах по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
    4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, курса.
    Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-
    нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка,
    формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У
    младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений,
    их эмоционального оценивания.
    Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-
    ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
    Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-
    ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности
    помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут
    основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, ис-
    кусству и культуре в целом.
    Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству
    диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными мате-
    риалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа.
    Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддержи-
    вает интерес учащихся к художественному творчеству.
    5.Личностные, метапредметные и предметные результаты
    освоения учебного предмета, курса.
    1 класс.
    Личностные результаты:
    В ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение (к семье,
    Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, наци-
    ональных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстети-
    ческой оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков,
    явлений окружающей жизни.
    В познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию
    мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой
    деятельности.
    В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов
    для работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное
    искусство, конструирование); стремление использовать художественные умения для со-
    здания красивых вещей или их украшения.
    Метапредметные результаты:
    – умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей
    жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
    – желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и вырази-
    тельных средств произведений искусства;
    – активное использование языка изобразительного искусства и различных художе-
    ственных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий
    мир и др.);
    – обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) ху-
    дожественно-эстетическим содержанием;
    – формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность,
    выбирать средства для реализации художественного замысла;
    – формирование способности оценивать результаты художественно-творческой дея-
    тельности, собственной и одноклассников.
    Предметные результаты:
    В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и обще-
    ства; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произве-
    дениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, ха-
    рактеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России
    и художественных музеях своего региона.
    В ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-
    творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе,
    человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных те-
    мах искусства, и отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оцени-
    вать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устой-
    чивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.
    В коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных
    особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоцио-
    нальных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты.
    В трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художе-
    ственной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности; моделиро-
    вание новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобра-
    зительного искусства и компьютерной графики).
    В итоге освоения программы учащиеся должны:
    – усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоско-
    сти и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и
    пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использова-
    нием различных художественных материалов;
    – приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах работы:
    живопись, графика, скульптура, дизайн, начало архитектуры, декоративно-прикладные и
    народные формы искусства;
    – развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмо-
    циональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
    – развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой
    художественной деятельности;
    – освоить выразительные возможности художественных материалов (гуашь, акварель,
    пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования);
    – овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести
    навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной дея-
    тельности – приобрести первичные навыки изображения предметного мира (изображение
    растений и животных);
    – приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, эмоцио-
    нального состояния, своего отношения в творческой деятельности и при восприятии про-
    изведения искусства и творчества своих товарищей;
    – приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности чело-
    века, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира.
    2 класс
    Личностные результаты:
    В ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение (к семье,
    Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, наци-
    ональных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстети-
    ческой оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков,
    явлений окружающей жизни.
    В познавательной (когнетивной) сфере – способность к художественному познанию
    мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой
    деятельности.
    В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов
    для работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное
    искусство, конструирование; стремление использовать художественные умения для со-
    здания красивых вещей или их украшения.
    Метапредметные результаты:
    – умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей
    жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
    – желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и вырази-
    тельных средств произведения искусства;
    – активное использование языка изобразительного искусства и различных художе-
    ственных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература,
    окружающий мир и др.);
    – обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) ху-
    дожественно-эстетическим содержанием;
    – формирование мотивации и умение организовывать самостоятельную деятельность,
    выбирать средства для реализации художественного замысла;
    – формирование способности оценивать результаты художественно-творческой дея-
    тельности, собственной и одноклассников.
    Предметные результаты:
    В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и обще-
    ства; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произве-
    дениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, ха-
    рактеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России
    и художественных музеях своего района, региона.
    В ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-
    творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе,
    человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных те-
    мах искусства, и отражение их собственной деятельности; умение эмоционально оцени-
    вать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устой-
    чивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.
    В коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных
    способностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоцио-
    нальных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты.
    В трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художе-
    ственной выразительности для передачи замысла собственной деятельности; моделирова-
    ние новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобрази-
    тельного искусства и компьютерной графики).
    В итоге освоения программы учащиеся должны:
    – усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоско-
    сти и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и
    пространстве; украшение или декоративно-художественная деятельность с использовани-
    ем различных художественных материалов;
    – приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах работы:
    живопись, графика, скульптура, дизайн, начало архитектуры, декоративно-прикладные и
    народные формы искусства;
    – развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмо-
    циональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
    – развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой
    художественной деятельности;
    – освоить выразительные возможности художественных материалов (гуашь, акварель,
    пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования);
    – овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести
    навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной дея-
    тельности, приобрести первичные навыки изображения предметного мира (изображение
    растений и животных);
    – приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, эмоцио-
    нального состояния, своего отношения к творческой деятельности и при восприятии про-
    изведения искусства и творчества своих товарищей;
    – приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности чело-
    века, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира.
    3 класс.
    Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
    учащихся, которые они должны преобразовать в процессе освоения учебного предмета по
    программе «Изобразительное искусство»:
    – чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
    – уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в
    целом;
    – понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного
    человека;
    – сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблю-
    дательности и фантазии;
    – сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством,
    природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в
    самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
    – развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзыв-
    чивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
    – овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой ра-
    боты в команде одноклассников под руководством учителя;
    – умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить
    свою часть работы с общим замыслом;
    – умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу
    одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и
    средств его выражения3.
    Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универ-
    сальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической твор-
    ческой деятельности:
    – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
    – овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравни-
    вать, анализировать, выделять главное, обобщать;
    – формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и спо-
    собности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
    – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
    – овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классифи-
    кации по родовидовым признакам;
    – овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения
    коллективной творческой работы;
    – использование средств информационных технологий для решения различных учебно-
    творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, вы-
    полнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделиро-
    ванию и т. д.;
    – умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с по-
    ставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих
    задач;
    – умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение орга-
    низовать место занятий;
    – осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высо-
    ких и оригинальных творческих результатов.
    Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-
    творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
    учебного предмета:
    – сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в
    жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
    – сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художе-
    ственной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты
    как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
    – овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произ-
    ведений искусства;
    – овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах ху-
    дожественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструи-
    ровании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся
    на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
    – знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,
    скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и приклад-
    ные виды искусства);
    – знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
    – понимание образной природы искусства;
    – эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
    – применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения
    художественно-творческих работ;
    – способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько
    великих произведений русского и мирового искусства;
    – умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о со-
    держании, сюжетах и выразительных средствах;
    – усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев
    своего региона;
    – умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни:
    в доме, на улице, в театре, на празднике;
    – способность использовать в художественно-творческой деятельности различные худо-
    жественные материалы и художественные техники;
    – способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоцио-
    нальные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
    – умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
    – освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветове-
    дения, основы графической грамоты;
    – овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изобра-
    жения средствами аппликации и коллажа;
    – умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы раз-
    личных регионов нашей страны;
    – умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способно-
    сти человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художе-
    ственную культуру;
    – изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных
    (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы,
    человека, народных традиций;
    – способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших
    исторический облик, – свидетелей нашей истории;
    – умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и
    богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
    4 класс.
    Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
    учащихся, которые они должны преобразовать в процессе освоения учебного предмета по
    программе «Изобразительное искусство»:
    – чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
    – уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в
    целом;
    – понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного
    человека;
    – сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблю-
    дательности и фантазии;
    – сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством,
    природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в
    самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
    – развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзыв-
    чивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
    – овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой ра-
    боты в команде одноклассников под руководством учителя;
    – умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить
    свою часть работы с общим замыслом;
    – умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу
    одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и
    средств его выражения.
    Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универ-
    сальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической твор-
    ческой деятельности:
    – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
    – овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравни-
    вать, анализировать, выделять главное, обобщать;
    – формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и спо-
    собности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
    – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
    – овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классифи-
    кации по родовидовым признакам;
    – овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения
    коллективной творческой работы;
    – использование средств информационных технологий для решения различных учебно-
    творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, вы-
    полнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделиро-
    ванию и т. д.;
    – умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с по-
    ставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих
    задач;
    – умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение орга-
    низовать место занятий;
    – осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высо-
    ких и оригинальных творческих результатов.
    Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-
    творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
    учебного предмета:
    – сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в
    жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
    – сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художе-
    ственной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты
    как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
    – овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произ-
    ведений искусства;
    – овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах ху-
    дожественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструи-
    ровании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся
    на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
    – знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,
    скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и приклад-
    ные виды искусства);
    – знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
    – понимание образной природы искусства;
    – эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
    – применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения
    художественно-творческих работ;
    – способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько
    великих произведений русского и мирового искусства;
    – умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о со-
    держании, сюжетах и выразительных средствах;
    – усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев
    своего региона;
    – умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни:
    в доме, на улице, в театре, на празднике;
    – способность использовать в художественно-творческой деятельности различные худо-
    жественные материалы и художественные техники;
    – способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоцио-
    нальные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
    – умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
    – освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветове-
    дения, основы графической грамоты;
    – овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изобра-
    жения средствами аппликации и коллажа;
    – умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы раз-
    личных регионов нашей страны;
    – умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способно-
    сти человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художе-
    ственную культуру;
    – изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных
    (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы,
    человека, народных традиций;
    – способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших
    исторический облик, – свидетелей нашей истории;
    – умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и
    богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.тельная записка
    Программа разработана на основе Федерального Государственного Образовательного
    Стандарта (ФГОС) начального общего образования, Концепции духовно-нравственного
    развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начально-
    го общего образования, авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Немен-
    ского, В.Г. Горяева, Г.Е.Гуровой и др. «Изобразительное искусство» 1-4 класс.
    Реализация программы предполагает использование УМК «Школа России».
    Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
     Конституция Российской Федерации (ст.43)
     Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ статьи 10, 11, 12, 28, 29, 30, 47, 55,
    66, «ОБ образовании в Российской Федерации»
     Санитарно-эпидемилогические правила и нормативы СанПиН (2.4.2. №2821 – 10),
    «Санитарно-эпидемилогические требования к условиям и организации обучения в
    общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03
    марта 2011 года
     Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утвер-
    ждении введение в действие Федерального Государственного образовательного
    стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте
    22.12.2009 года, рег. №17785)
     Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Прило-
    жение к приказу Минобрнауки России от 06.10.2009г. №373)
     Концепция учебно - методического комплекса "Школа России"
     Концепцией духовно-нравставенного развития личности.
    Цели
    - воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение
    нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств,
    уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и
    способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через ис-
    кусство.
    - развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности твор-
    чески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков со-
    трудничества в художественной деятельности.
    - освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декора-
    тивно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.
    - овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного
    кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой
    деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетическо-
    го вкуса.
    Задачи курса
    - совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и
    окружающего мира;
    - формирование навыков работы с различными художественными материалами.
    - воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение
    нравственного опыта, представлений о добре и зле;
    - воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной
    России и других стран;
    - готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в ис-
    кусстве и через искусство.
    - развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности твор-
    чески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков со-
    трудничества в художественной деятельности.
    -совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и
    окружающего мира.
    - развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни
    (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.).
    - формирование навыков работы с различными художественными материалами.
    2. Общая характеристика учебного предмета, курса.
    Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По срав-
    нению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип
    мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоцио-
    нально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления
    интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
    3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
    Курс «Изобразительное искусство» рассчитан на 135 часов. В 1 классе на изучение
    изобразительного искусства отводится 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недель), во 2 –
    4 классах по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
    4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, курса.
    Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-
    нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка,
    формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У
    младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений,
    их эмоционального оценивания.
    Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-
    ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
    Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-
    ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности
    помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут
    основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, ис-
    кусству и культуре в целом.
    Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству
    диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными мате-
    риалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа.
    Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддержи-
    вает интерес учащихся к художественному творчеству.
    5.Личностные, метапредметные и предметные результаты
    освоения учебного предмета, курса.
    1 класс.
    Личностные результаты:
    В ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение (к семье,
    Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, наци-
    ональных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстети-
    ческой оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков,
    явлений окружающей жизни.
    В познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию
    мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой
    деятельности.
    В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов
    для работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное
    искусство, конструирование); стремление использовать художественные умения для со-
    здания красивых вещей или их украшения.
    Метапредметные результаты:
    – умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей
    жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
    – желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и вырази-
    тельных средств произведений искусства;
    – активное использование языка изобразительного искусства и различных художе-
    ственных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий
    мир и др.);
    – обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) ху-
    дожественно-эстетическим содержанием;
    – формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность,
    выбирать средства для реализации художественного замысла;
    – формирование способности оценивать результаты художественно-творческой дея-
    тельности, собственной и одноклассников.
    Предметные результаты:
    В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и обще-
    ства; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произве-
    дениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, ха-
    рактеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России
    и художественных музеях своего региона.
    В ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-
    творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе,
    человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных те-
    мах искусства, и отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оцени-
    вать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устой-
    чивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.
    В коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных
    особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоцио-
    нальных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты.
    В трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художе-
    ственной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности; моделиро-
    вание новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобра-
    зительного искусства и компьютерной графики).
    В итоге освоения программы учащиеся должны:
    – усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоско-
    сти и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и
    пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использова-
    нием различных художественных материалов;
    – приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах работы:
    живопись, графика, скульптура, дизайн, начало архитектуры, декоративно-прикладные и
    народные формы искусства;
    – развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмо-
    циональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
    – развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой
    художественной деятельности;
    – освоить выразительные возможности художественных материалов (гуашь, акварель,
    пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования);
    – овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести
    навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной дея-
    тельности – приобрести первичные навыки изображения предметного мира (изображение
    растений и животных);
    – приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, эмоцио-
    нального состояния, своего отношения в творческой деятельности и при восприятии про-
    изведения искусства и творчества своих товарищей;
    – приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности чело-
    века, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира.
    2 класс
    Личностные результаты:
    В ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение (к семье,
    Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, наци-
    ональных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстети-
    ческой оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков,
    явлений окружающей жизни.
    В познавательной (когнетивной) сфере – способность к художественному познанию
    мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой
    деятельности.
    В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов
    для работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное
    искусство, конструирование; стремление использовать художественные умения для со-
    здания красивых вещей или их украшения.
    Метапредметные результаты:
    – умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей
    жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
    – желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и вырази-
    тельных средств произведения искусства;
    – активное использование языка изобразительного искусства и различных художе-
    ственных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература,
    окружающий мир и др.);
    – обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) ху-
    дожественно-эстетическим содержанием;
    – формирование мотивации и умение организовывать самостоятельную деятельность,
    выбирать средства для реализации художественного замысла;
    – формирование способности оценивать результаты художественно-творческой дея-
    тельности, собственной и одноклассников.
    Предметные результаты:
    В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и обще-
    ства; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произве-
    дениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, ха-
    рактеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России
    и художественных музеях своего района, региона.
    В ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-
    творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе,
    человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных те-
    мах искусства, и отражение их собственной деятельности; умение эмоционально оцени-
    вать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устой-
    чивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.
    В коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных
    способностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоцио-
    нальных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты.
    В трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художе-
    ственной выразительности для передачи замысла собственной деятельности; моделирова-
    ние новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобрази-
    тельного искусства и компьютерной графики).
    В итоге освоения программы учащиеся должны:
    – усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоско-
    сти и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и
    пространстве; украшение или декоративно-художественная деятельность с использовани-
    ем различных художественных материалов;
    – приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах работы:
    живопись, графика, скульптура, дизайн, начало архитектуры, декоративно-прикладные и
    народные формы искусства;
    – развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмо-
    циональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
    – развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой
    художественной деятельности;
    – освоить выразительные возможности художественных материалов (гуашь, акварель,
    пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования);
    – овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести
    навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной дея-
    тельности, приобрести первичные навыки изображения предметного мира (изображение
    растений и животных);
    – приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, эмоцио-
    нального состояния, своего отношения к творческой деятельности и при восприятии про-
    изведения искусства и творчества своих товарищей;
    – приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности чело-
    века, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира.
    3 класс.
    Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
    учащихся, которые они должны преобразовать в процессе освоения учебного предмета по
    программе «Изобразительное искусство»:
    – чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
    – уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в
    целом;
    – понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного
    человека;
    – сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблю-
    дательности и фантазии;
    – сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством,
    природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в
    самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
    – развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзыв-
    чивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
    – овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой ра-
    боты в команде одноклассников под руководством учителя;
    – умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить
    свою часть работы с общим замыслом;
    – умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу
    одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и
    средств его выражения3.
    Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универ-
    сальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической твор-
    ческой деятельности:
    – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
    – овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравни-
    вать, анализировать, выделять главное, обобщать;
    – формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и спо-
    собности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
    – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
    – овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классифи-
    кации по родовидовым признакам;
    – овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения
    коллективной творческой работы;
    – использование средств информационных технологий для решения различных учебно-
    творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, вы-
    полнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделиро-
    ванию и т. д.;
    – умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с по-
    ставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих
    задач;
    – умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение орга-
    низовать место занятий;
    – осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высо-
    ких и оригинальных творческих результатов.
    Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-
    творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
    учебного предмета:
    – сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в
    жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
    – сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художе-
    ственной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты
    как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
    – овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произ-
    ведений искусства;
    – овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах ху-
    дожественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструи-
    ровании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся
    на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
    – знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,
    скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и приклад-
    ные виды искусства);
    – знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
    – понимание образной природы искусства;
    – эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
    – применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения
    художественно-творческих работ;
    – способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько
    великих произведений русского и мирового искусства;
    – умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о со-
    держании, сюжетах и выразительных средствах;
    – усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев
    своего региона;
    – умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни:
    в доме, на улице, в театре, на празднике;
    – способность использовать в художественно-творческой деятельности различные худо-
    жественные материалы и художественные техники;
    – способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоцио-
    нальные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
    – умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
    – освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветове-
    дения, основы графической грамоты;
    – овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изобра-
    жения средствами аппликации и коллажа;
    – умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы раз-
    личных регионов нашей страны;
    – умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способно-
    сти человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художе-
    ственную культуру;
    – изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных
    (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы,
    человека, народных традиций;
    – способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших
    исторический облик, – свидетелей нашей истории;
    – умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и
    богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
    4 класс.
    Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
    учащихся, которые они должны преобразовать в процессе освоения учебного предмета по
    программе «Изобразительное искусство»:
    – чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
    – уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в
    целом;
    – понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного
    человека;
    – сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблю-
    дательности и фантазии;
    – сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством,
    природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в
    самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
    – развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзыв-
    чивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
    – овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой ра-
    боты в команде одноклассников под руководством учителя;
    – умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить
    свою часть работы с общим замыслом;
    – умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу
    одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и
    средств его выражения.
    Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универ-
    сальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической твор-
    ческой деятельности:
    – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
    – овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравни-
    вать, анализировать, выделять главное, обобщать;
    – формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и спо-
    собности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
    – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
    – овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классифи-
    кации по родовидовым признакам;
    – овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения
    коллективной творческой работы;
    – использование средств информационных технологий для решения различных учебно-
    творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, вы-
    полнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделиро-
    ванию и т. д.;
    – умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с по-
    ставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих
    задач;
    – умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение орга-
    низовать место занятий;
    – осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высо-
    ких и оригинальных творческих результатов.
    Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-
    творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
    учебного предмета:
    – сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в
    жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
    – сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художе-
    ственной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты
    как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
    – овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произ-
    ведений искусства;
    – овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах ху-
    дожественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструи-
    ровании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся
    на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
    – знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,
    скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и приклад-
    ные виды искусства);
    – знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
    – понимание образной природы искусства;
    – эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
    – применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения
    художественно-творческих работ;
    – способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько
    великих произведений русского и мирового искусства;
    – умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о со-
    держании, сюжетах и выразительных средствах;
    – усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев
    своего региона;
    – умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни:
    в доме, на улице, в театре, на празднике;
    – способность использовать в художественно-творческой деятельности различные худо-
    жественные материалы и художественные техники;
    – способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоцио-
    нальные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
    – умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
    – освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветове-
    дения, основы графической грамоты;
    – овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изобра-
    жения средствами аппликации и коллажа;
    – умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы раз-
    личных регионов нашей страны;
    – умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способно-
    сти человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художе-
    ственную культуру;
    – изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных
    (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы,
    человека, народных традиций;
    – способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших
    исторический облик, – свидетелей нашей истории;
    – умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и
    богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie