- Автор
- Канакина В.П., Горецкий В.Г.
- Серия
- Школа России
- Класс
- 4-4 класс
- Предмет
- Русский язык
- Программа
- Русский язык. Предметная линия учебников системы «Школа России» авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Примерные рабочие программы. 1-4 классы
- Издательство
- Просвещение
- Вид материала
- Учебник
Программа направлена на реализацию средствами предме-
та «Русский язык» основных задач образовательной области
«Филология»:
1. Формирование первоначальных представлений о един-
стве и многообразии языкового и культурного пространства
России, о языке как основе национального самосознания.
2. Развитие диалогической и монологической устной и
письменной речи.
3. Развитие коммуникативных умений.
4. Развитие нравственных и эстетических чувств.
5. Развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение
которых обеспечит достижение основных целей изучения пред-
мета:
•развитие речи, мышления, воображения школьников, уме-
ния выбирать средства языка в соответствии с целями, за-
дачами и условиями общения;
•формирование у младших школьников первоначальных
представлений о системе и структуре русского языка: лекси-
ке, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав сло-
ва), морфологии и синтаксисе;
•формирование навыков культуры речи во всех её прояв-
лениях, умений правильно писать и читать, участвовать в
диалоге, составлять несложные устные монологические вы-
сказывания и письменные тексты;
•воспитание позитивного эмоционально-ценностного отно-
шения к русскому языку, чувства сопричастности к сохра-
нению его уникальности и чистоты;
•пробуждение познавательного интереса к языку, стремления
совершенствовать свою речь.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обу-
чение грамоте направлено на формирование навыка чтения и
основ элементарного графического навыка, развитие речевых
умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствова-
ние фонематического слуха, осуществление грамматико-орфо-
графической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решают-
ся на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму.
Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с
учётом принципа координации устной и письменной речи.
Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основ-
ных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительно-
го), букварного (основного) и послебукварного (заключитель-
ного).
5
Добукварный период является введением в систему языко-
вого и литературного образования. Его содержание направлено
на создание мотивации к учебной деятельности, развитие инте-
реса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом эта-
пе уделяется выявлению начального уровня развитости устных
форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говоре-
ния. Стоят и другие задачи — приобщение к учебной деятель-
ности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со
словом, его значением, с осмысления его номинативной функ-
ции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с раз-
личения в слове его содержания (значения) и формы (фоне-
тической и графической). У первоклассников формируются
первоначальные представления о предложении, развивается
фонематический слух и умение определять последовательность
звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры.
Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использо-
ванием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в сло-
ве ударный слог, «читать» слова по следам звукового анали-
за, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного
звука. На подготовительном этапе формируются первоначаль-
ные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких
звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначаю-
щие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования
к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся
писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом
букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение пер-
вых согласных звуков и их буквенных обозначений, последу-
ющих гласных звуков и букв, их обозначающих; происходит
знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука;
знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфи-
ческая особенность данного этапа заключается в непосред-
ственном обучении чтению, усвоению его механизма. Пер-
воклассники осваивают два вида чтения: орфографическое
(читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю);
работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; ос-
ваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с раз-
личными видами соединений, слов, предложений, небольших
текстов.
Послебукварный (заключительный) период — повторитель-
но-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осу-
ществляется постепенный переход к чтению целыми словами,
формируется умение читать про себя, развиваются и совершен-
ствуются процессы сознательного, правильного, темпового ивыразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся
знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выраже-
ния приветствия, благодарности, прощания и т. д.) на основе
чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элемен-
там фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с фор-
мированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с
развитием творческих способностей детей. В этот период дети
начинают читать литературные тексты и включаются в проект-
ную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе
которой происходит осмысление полученных в период обуче-
ния грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение
русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в про-
грамме следующими содержательными линиями:
•система языка (основы лингвистических знаний): лексика,
фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика),
грамматика (морфология и синтаксис);
•орфография и пунктуация;
•развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, пред-
усматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в
каждом классе. Такая структура программы позволяет учи-
тывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или
иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возраста-
ние сложности материала и организует комплексное изучение
грамматической теории, навыков правописания и развития
речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших
школьников первоначальных представлений о системе и струк-
туре русского языка с учётом возрастных особенностей млад-
ших школьников, а также способствует усвоению ими норм
русского литературного языка. Изучение орфографии и пунк-
туации, а также развитие устной и письменной речи учащихся
служат решению практических задач общения и формируют
навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школь-
ников представлений о языке как явлении национальной куль-
туры и основном средстве человеческого общения, на осо-
знание ими значения русского языка как государственного
языка Российской Федерации, языка межнационального об-
щения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности».
Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьни-
ков в целях, задачах, средствах и значении различных видов
7
речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и пись-
ма). Развитие и совершенствование всех видов речевой дея-
тельности заложат основы для овладения устной и письменной
формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно
воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать
свою и оценивать чужую речь, создавать собственные моноло-
гические устные высказывания и письменные тексты в соответ-
ствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в
программу усиливает внимание к формированию коммуника-
тивных умений и навыков, актуальных для практики общения
младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка пред-
ставлено в программе как совокупность понятий, правил, све-
дений, взаимодействующих между собой, отражающих реально
существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка:
фонетической, лексической, словообразовательной и грамма-
тической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся
усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, суще-
ствующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической
и синтаксической структуры языка, правил строения слова и
предложения, графической формы букв осуществляется на ос-
нове формирования символико-моделирующих учебных дей-
ствий с языковыми единицами. Через овладение языком — его
лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей
словообразовательной системой, грамматикой, разнообразием
синтаксических структур — формируется собственная языко-
вая способность ученика, осуществляется становление лич-
ности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст»,
«Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обе-
спечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой
компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает
формирование речевых умений и овладение речеведческими
сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную
основу для обучения школьников составлению текстов по об-
разцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-
повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с
учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению
норм построения текста (логичность, последовательность,
связность, соответствие теме и главной мысли и др.), разви-
тию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполнен-
ной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направ-
лена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, развитие умений пользоваться пред-
ложениями в устной и письменной речи, обеспечение
понимания содержания и структуры предложений в чужой
речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы
произношения, процессы словоизменения, формируются
грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших
школьников представлений о лексике русского языка. Осво-
ение знаний о лексике способствует пониманию материаль-
ной природы языкового знака (слова как единства звучания
и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей,
чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского
языка и эстетической функции родного слова; овладению уме-
нием выбора лексических средств в зависимости от цели, темы,
основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осо-
знанию необходимости пополнять и обогащать собственный
словарный запас как показатель интеллектуального и речевого
развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию
фонетико-графических представлений о звуках и буквах рус-
ского языка. Чёткое представление звуковой и графической
формы важно для формирования всех видов речевой деятель-
ности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о
грамматических понятиях: словообразовательных, морфоло-
гических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий
становится процессом умственного и речевого развития:
развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза,
сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что
служит основой для дальнейшего формирования общеучебных,
логических и познавательных (символико-моделирующих)
универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунк-
туации на основе формирования универсальных учебных дей-
ствий. Сформированность умений различать части речи и зна-
чимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её
тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, вы-
полнять действие по правилу, осуществлять орфографический
самоконтроль является основой грамотного, безошибочного
письма.
Содержание программы является основой для овладения
приёмами активного анализа и синтеза (применительно к
изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения
сходств и различий, дедукции и индукции, группировки,
абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способ-
9
ствует умственному и речевому развитию. На этой основе
развивается потребность в постижении языка и речи как
предмета изучения, выработке осмысленного отношения к
употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирова-
ние первичных навыков работы с информацией. Школьники
научатся эффективно работать с учебной книгой,
анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять
полученную информацию, а также создавать новые
информационные объекты: сообщения, отзывы, письма,
поздравительные открытки, небольшие сочинения и др.
Программа предполагает организацию проектной деятель-
ности, которая способствует включению учащихся в активный
познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет
закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания,
создаёт условия для творческого развития детей, формирова-
ния позитивной самооценки, навыков совместной деятельно-
сти со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг
с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и
систематизировать нужную информацию.