- Автор
- Буянова Н.А.
- Серия
- Школа России
- Класс
- 3-3 класс
- Предмет
- Родной язык
- Программа
- программы по изучению эрзянского языка в начальных классах русскоязычных школ или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся(первый, второй и третий годы обучения):ВальчукЕ.В.,доцент кафедры дошкольного и начального образова
- Издательство
- Мордовское книжное издательство
- Вид материала
- русский язык
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и
разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики
учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Программа подготовлена для учащихся, не владеющих мордовским языком, которым предстоит
изучать эрзянский язык. Обучение предлагается вести на основе коммуникативно-
деятельностного метода, при котором придумываются и организуются разнообразные игровые
ситуации, которые приближают ребенка к восприятию языка в повседневной жизни. В процессе
проведения занятий следует применять технические средства обучения и наглядность. На
уроках используется не только практический языковой материал, но и решаются
образовательно-воспитательные задачи: дети знакомятся с праздниками, традициями и
обычаями мордовского народа, осознают собственную национальную принадлежность;
воспитываются в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.
Цели и задачи обучения:
пробудить у детей интерес и стремление к общению на эрзянском языке, создать настрой для
дальнейшего его изучения;
воспитывать детей в духе уважения к мордовскому народу, его истории и культуре;
научить школьников воспринимать и понимать эрзянскую речь на слух, говорить и читать по-
эрзянски в пределах доступной им тематики, предусмотренной программой;
формировать у детей навыки коммуникативного общения с учетом программного речевого
материала;
ознакомить учащихся с устно-поэтическим творчеством мордовского народа, с его традициями
и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством, культурой.
Программа опирается на принципы:
-коммуникативной насыщенности (язык будет усваиваться тем лучше, чем больше будет
общения на этом языке);
-переход от аудирования к письму (в начальном периоде нужно научится понимаю речи
(слушание, аудирование) и говорению, а потом уже к чтению и письму)
-комбинированного подхода к построению урока – слушание, чтение, письмо (дети на
одном и том же уроке слушают, спрашивают, разговаривают, рассказывают, а также читают и
пишут);
-синтаксической опоры при усвоении лексики и грамматики (лексика и грамматика,
предусмотренные программой, усваиваются в большей степени, если при образовании новых
слов и их форм учитель будет опираться на синтаксис);
-применения лексико-грамматических аналогов родного языка детей (при обучении
эрзянскому языку учитель прибегает к родному языку детей, обращает их внимание (в том или
другом случае), как это можно выразить на родном языке)
Здесь осуществляется систематизация приобретённых знаний, умений и навыков, их
дальнейшее совершенствование, в том числе совершенствование умений школьников
самостоятельно решать
совершенствование, в том числе совершенствование уменийшкольников самостоятельно решать
коммуникативные задачи в различных ситуациях (в рамках программных требований),выражать
на элементарном уровне личное отношение к воспринимаемой и передаваемой информации.
Происходит усложнение устной и письменной речи по сравнению с первым и вторым годами
обучения. Устные высказывания строятся как на основе прочитанного, так и на основе
прослушанного текста. При этом более последовательно проводится работа по развитию у
учащихся умений выражать личностное отношение к услышанному.
Значительно усиливается направление на чтение и письмо. Языковой материал доводится до
понимания учеников через применение разговорных и произносительных упражнений.
Характерными особенностями чтения являются прочтение всего текста в медленном темпе, точное
понимание основного содержания и запоминание содержания для последующего пересказа.
Необходимо соблюдать интонации повествовательного, вопросительного и восклицательного
предложений. Задачи письма определяются выработкой таких умений и навыков, как
-списывание с печатного текста с дополнительными заданиями;
-выписывание из текста слов, словосочетаний, предложений;
-письмо по памяти;
-письмо под диктовку;
-самостоятельное письменное высказывание (4-6 предложений)
Большое внимание нужно уделять лексике, лексической стороне речи. Предполагается ввести в
объёме 300 лексических единиц для продуктивного усвоения и 200 лексических для рецептивного
усвоения.
Место предмета в учебном плане:
Программа рассчитана на проведение занятий в 4 классе- 1 часа в неделю (34 часа в год). Обучение
начинается с устного курса, затем дети должны научиться читать по учебнику на эрзянском языке и
выполнять различные грамматические устные и письменные задания, составлять и переводить
тексты, задавать вопросы, вести беседу.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Планируемые результаты изучения курса
Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка — систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
В состав основных видов УУД входят 4 блока: 1) личностный, 2) регулятивный, 3) познавательный, 4) коммуникативный.
Личностные результаты
-
представление о своей этнической принадлежности;
-
развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
-
представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
-
осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
-
осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
-
представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
-
положительное отношение к языковой деятельности;
-
заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
-
понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
-
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
-
этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;
-
развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
-
представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
-
принимать и сохранять цель и учебную задачу;
-
высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
-
планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-
учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
-
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
-
проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
-
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
-
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
-
понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
-
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные УУД
-
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
-
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
-
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
-
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
-
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
-
пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
-
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
-
осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
-
составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
-
составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
-
анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
-
осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
-
ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
-
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
-
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
-
обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
-
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-
подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
-
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
-
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД
-
слушать собеседника и понимать речь других;
-
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-
принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
-
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
-
задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
-
признавать существование различных точек зрения;воспринимать другое мнение и позицию;
-
формулировать собственное мнение и аргументировать его;
-
работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
-
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
Предметные результаты
- усвоить словарь и весь лексический материал, предназначенный для первого года обучения;
- правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания, и предложения мокшанского языка, соблюдать интонацию повествовательных и восклицательных предложений;
- понимать речь учителя, детей, речь в звукозаписи в объёме программы;
- уметь отвечать на вопросы одним словом или предложением, самому задавать вопросы, вести небольшой диалог;
- называть своё имя и спрашивать имена других, понимать обращённую к ним речь в рамках предусмотренного программой языкового материала;
- давать краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существенные признаки: цвет, вкус, размер, принадлежность;
- рассказывать о себе, о своей семье, о жизни в школе в форме краткого изложения;
- составлять из 3-5 предложений по вопросам учителя или по картинке небольшой рассказ наблюдаемой или воображаемой ситуации;
- усвоить несколько произведений из устно-поэтического творчества мордовского народа: песенки, считалки, загадки, сказку и воспроизводить их наизусть.
В области говорения:
*Уметь поздороваться,представиться, поблагодарить, попрощаться, поздравить, пригласить участвовать в игре;
*уметь задать общий и специальный вопрос и ответить на вопрос
собеседника в пределах тематики общения;
*кратко рассказать о себе, своей семье, друге, школе, описать картинку;
В области аудирования (произношения ):
*понимать на слух учителя, одноклассников, основное содержание небольших текстов;
*воспроизвести наизусть изученные произведения детского фольклора.
В области чтения:
*развивать технику чтения вслух;
*читать про себя и понимать полностью тексты, построенные на изученном языковом материале.
В области письма:
*писать краткое поздравление и личное письмо (с опорой на образец );
*списывать тексты с различными видами заданий.
Требования к уровню владения эрзянским языком:
Одной из задач обучения эрзянскому языку является закрепление лексического и грамматического материала, предложенного в первом году обучения. Обогащение словаря может происходить как за счет расширения содержания уже изученных тем, так и посредством ознакомления с новыми темами, такими, как «Игры детей», «В селе», «В городе», «Золотая осень», «Поздняя осень», «Встреча гостей», «8 марта - женский праздник», и т.д.
Должна продолжаться работа по систематическому расширению речевых навыков детей, усвоению различных явлений грамматического строя эрзянской речи. Ожидаемыми результатами формирования умений и навыков детей должны стать:
употребление грамматических правил эрзянского языка для правильного объяснения ситуации на ознакомительном уровне, решение определенных коммуникативных задач (просьба, команда, отрицание, объяснение, рассказ и т.д.);
обозначение множественности предметов, признаков, действий;
обозначение принадлежности предмета к определенному лицу;
применение способов выражения утверждения и отрицания в различных фразовых конструкциях;
употребление послелогов для обозначения местонахождения предметов;
усвоение некоторых особенностей эрзянского языка (отсутствие грамматической категории рода, согласование личных местоимений с глаголами в роде, числе);
активизация диалогового общения;
развитие связной речи и грамматических навыков через игровые ситуации;
обеспечение переноса грамматических навыков, предоставление детям возможности использования их на новом лексическом материале