Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Чукальская основная общеобразовательная школа"
Республика Мордовия, Ардатовский район, село Чукалы
  • Окружающий мир 3 класс.
    Окружающий мир 3 класс
    Естествознание
    3-3 класс
    Автор
    Плешаков А.А., Крючкова Е.А.
    Серия
    Школа России
    Класс
    3-3 класс
    Предмет
    Естествознание
    Программа
    Окружающий мир. Предметная линия учебников системы «Школа России». Примерные рабочие программы. 1-4 классы.
    Издательство
    Просвещение
    Вид материала
    учебник
    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
    Программа разработана на основе Федерального государ-
    ственного образовательного стандарта начального общего об-
    разования, Концепции духовно-нравственного развития и вос-
    питания личности гражданина России, планируемых
    результатов начального общего образования.
    Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на-
    правлено на достижение следующих целей:
    • формирование целостной картины мира и осознание места
    в нём человека на основе единства рационально-научного
    познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-
    ком личного опыта общения с людьми и природой;
    • духовно-нравственное развитие и воспитание личности
    граж данина России, уважительно и бережно относящегося
    к среде своего обитания, к природному и культурному до-
    стоянию родной страны и всего человечества.
    Основными задачами реализации содержания курса явля-
    ются:
    1) формирование уважительного отношения к семье, насе-
    лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к Рос-
    сии, её природе и культуре, истории и современной жизни;
    2) осознание ребёнком ценности, целостности и многооб-
    разия окружающего мира, своего места в нём;
    3) формирование модели здоровьесберегающего и безопас-
    ного поведения в условиях повседневной жизни и в различных
    опасных ситуациях;
    4) формирование компетенций для обеспечения экологиче-
    ски и этически обоснованного поведения в природной среде,
    эффективного взаимодействия в социуме.
    Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он,
    имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет
    в равной мере природоведческие, обществоведческие, истори-
    ческие знания и даёт обучающемуся материал естественных
    и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного
    и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
    Знакомство с началами естественных и социально-гумани-
    тарных наук в их единстве и взаимосвязи даёт ученику ключ
    (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явле-
    ния окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнози-
    ровать направление своих личных интересов в гармонии
    с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая
    в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополу-
    чие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую
    панораму природных и общественных явлений как компонен-
    тов единого мира. В основной школе этот материал будет из-
    учаться дифференцированно на уроках различных предметных
    областей: физики, химии, биологии, географии, обществозна-
    ния, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же
    данного предмета благодаря интеграции естественно-научных
    и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в пол-
    ном соответствии с возрастными особенностями младшего
    школьника решены задачи экологи ческого образования и вос-
    питания, формирования системы позитивных националь ных
    ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опираю-
    щегося на этнокультурное многообразие и общекультурное
    единство российского общества как важнейшее национальное
    достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фун-
    дамент для изучения значительной части предметов основной
    школы и для дальнейшего развития личности.
    Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания,
    накопленные естественными и социально-гуманитарными на-
    у ками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную
    шкалу, без которой невозможно формирование позитивных це-
    левых установок подрастающего поколения. Курс «Окружаю-
    щий мир» помогает ученику в формировании личностного вос-
    приятия, эмоционального, оценочного отношения к миру
    природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно
    и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способ-
    ных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать
    в созидательной деятельности на благо родной страны и пла-
    неты Земля.
    Значение курса состоит также в том, что в ходе его изуче-
    ния школьники овладевают основами практико-ориентирован-
    ных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысли-
    вать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том
    числе на многообразном материале природы и культуры родно-
    го края. Курс обладает широкими возможностями для форми-
    рования у младших школьников фундамента экологической и
    культурологической грамотности и соответствующих компе-
    тентностей — умений проводить наблюдения в природе, ста-
    вить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и
    людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащим-
    ся освоить основы адекватного природо- и культуросообразно-
    го поведения в окружающей природной и социальной среде.
    Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами на-
    чальной школы значительную роль в духовно-нравственном
    5
    развитии и воспитании личности, формирует вектор культур-
    но-ценностных ориентаций младшего школьника в соответ-
    ствии с отечественными традициями духовности и нравствен-
    ности.
    Существенная особенность курса состоит в том, что в нём
    заложена содержательная основа для широкой реализации меж-
    предметных связей всех дисциплин начальной школы. Пред-
    мет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет
    умения, полученные на уроках чтения, русского языка и мате-
    матики, музыки и изобразительного искусства, технологии и
    физической культуры, приучая детей к рационально-научному
    и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
    Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществ лён
    на основе следующих ведущих идей:
    1) идея многообразия мира;
    2) идея целостности мира;
    3) идея уважения к миру.
    Многообразие как форма существования мира ярко прояв-
    ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин-
    теграции естественно-научных, географических, исторических
    сведений в курсе выстраивается яркая картина действительно-
    сти, отражающая многообразие природы и культуры, видов че-
    ловеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание
    уделяется знакомству младших школьников с природным мно-
    гообразием, которое рассматривается и как самостоятельная
    ценность, и как условие, без которого невозможно существо-
    вание человека, удовлетворение его матери альных и духовных
    потребностей.
    Фундаментальная идея целостности мира также последова-
    тельно реали зуется в курсе, что осуществляется через раскры-
    тие разнообразных связей между неживой и живой природой,
    внутри живой природы, между природой и человеком. В част-
    ности, рассматривается значение каждого при родного компо-
    нента в жизни людей, анализируется положительное и отрица-
    тельное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее
    значение для осознания детьми единства природы и общества,
    целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости
    людей имеет включение в программу сведений из области эко-
    номики, истории, современной социальной жизни, которые
    присутствуют в программе каждого класса.
    Уважение к миру — это своего рода формула нового отно-
    шения к окружающему, основанного на признании самоцен-
    ности сущего, на включении в нравственную сферу отношения
    не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному
    миру, к культурному достоянию народов России и всего чело-
    вечества.В основе методики преподавания курса «Окружающий
    мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий
    «открытие» детьми нового знания и активное освоение раз-
    личных способов познания окружающего. При этом исполь-
    зуются разно образные методы и формы обучения с приме-
    нением системы средств, составляющих единую информаци-
    онно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения
    явлений природы и общественной жизни, выпол няют практи-
    ческие работы и опыты, в том числе исследовательско го ха-
    рактера, различные творческие задания. Проводятся дидакти-
    ческие и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование
    объектов и явлений окружающего мира. Для успешного ре-
    шения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки,
    встречи с людьми различных профессий, организация по-
    сильной практической деятельности по охране среды и дру-
    гие формы работы, обеспечивающие непосредственное вза-
    имодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут
    проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, пар-
    ке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения
    планируемых результатов имеет организация проектной дея-
    тельности учащихся, которая предусмотрена в каждом раз-
    деле программы.
    В соответствии с названными ведущими идеями особое зна-
    чение при реализации программы имеют новые для практики
    начальной школы виды деятельности учащихся, к которым от-
    носятся: 1) распознавание (определение) объектов окружающе-
    го мира с помощью специально разработанного для начальной
    школы атласа-определителя; 2) выявление и моделирование свя-
    зей в окружающем мире с помощью книги для чтения, графи-
    ческих и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическое
    нормотворчество, включающее анализ собственного отношения
    к миру природы и поведения в нём, выработку соответствую-
    щих норм и правил, которое осуществляется с помощью спе-
    циально разработанного пособия по экологической этике.
    Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место
    среди учебных предметов начальной школы, поскольку позна-
    ние детьми окружающего мира не ограничивается рамками
    урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стена-
    ми. Сам учебный курс является своего рода системообразую-
    щим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы ра-
    бота с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или
    иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельно-
    сти. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите-
    ли учащихся в повседневном общении со сво ими детьми под-
    держивали их познавательные инициативы, пробуж даемые на
    уроках. Это могут быть и конкретные задания для до машних
    опытов и наблюдений, чтения и получения информации от
    взрослых.
    7
    МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
    На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе на-
    чальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчита-
    на на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 клас-
    сы — по 68 ч (34 учебные недели).
    ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
    • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо-
    ничной жизни человека и общества.
    • Культура как процесс и результат человеческой жизнедея-
    тельности во всём многообразии её форм.
    • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем-
    ление к истине, к познанию закономерностей окружающе-
    го мира природы и социума.
    • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
    • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
    • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости че-
    ловека, выражающейся в любви к России, народу, малой
    родине, в осознанном желании служить Отечеству.
    • Семья как основа духовно-нравственного развития и вос-
    питания личности, залог преемственности культурно-цен-
    ностных традиций народов России от поколения к поколе-
    нию и жизнеспособности российского общества.
    • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав-
    ственно развитой личности.
    • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье
    физическое, психическое, духовно- и социально-нравствен-
    ное.
    • Нравственный выбор и ответственность человека в отно-
    шении к природе, историко-культурному наследию, к са-
    мому себе и окружающим людям.
    ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
    И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
    Освоение учебного курса «Окружающий мир» вносит суще-
    ственный вклад в достижение личностных результатов на-
    чального образования, а именно:
    1) в формирование основ российской гражданской идентич-
    ности, чувства гордости за свою Родину, российский народ
    и историю России, осознание своей этнической и националь-
    ной принадлежности; формирование ценностей многонацио-
    нального российского общества; становление гуманистических
    и демократических ценностных ориентаций;
    2) в формирование целостного, социально ориентированно-
    го взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии
    природы, народов, культур и религий;3) в формирование уважительного отношения к иному мне-
    нию, истории и культуре других народов;
    4) в овладение начальными навыками адаптации в динамич-
    но изменяющемся и развивающемся мире;
    5) в принятие и освоение социальной роли обучающегося,
    развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич-
    ностного смысла учения;
    6) в развитие самостоятельности и личной ответственности
    за свои поступки, в том числе в информационной деятельно-
    сти, на основе представлений о нравственных нормах, соци-
    альной справедливости и свободе;
    7) в формирование эстетических потребностей, ценностей
    и чувств;
    8) в развитие этических чувств, доброжелательности и эмо-
    ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере-
    живания чувствам других людей;
    9) в развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер-
    стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать
    конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
    10) в формирование установки на безопасный, здоровый об-
    раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
    результат, бережному отношению к материальным и духовным
    ценностям.
    Освоение курса «Окружающий мир» играет значительную
    роль в достижении метапредметных результатов начального
    образования, таких, как:
    1) овладение способностью принимать и сохранять цели и
    за дачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
    2) освоение способов решения проблем творческого и по-
    искового характера;
    3) формирование умения планировать, контролировать
    и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
    задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф-
    фективные способы достижения результата;
    4) формирование умения понимать причины успеха/неуспе-
    ха учебной деятельности и способности конструктивно дей-
    ствовать даже в ситуациях неуспеха;
    5) освоение начальных форм познавательной и личностной
    рефлексии;
    6) использование знаково-символических средств представ-
    ления информации для создания моделей изучаемых объектов
    и процессов, схем решения учебных и практических задач;
    7) активное использование речевых средств и средств ин-
    формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для
    решения коммуникативных и познавательных задач;
    8) использование различных способов поиска (в справоч-
    ных источниках и открытом учебном информационном про-
    9
    странстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, органи-
    зации, передачи и интерпретации информации в соответствии
    с коммуникативными и познавательными задачами и техноло-
    гиями учебного предмета «Окружающий мир»;
    9) овладение логическими действиями сравнения, анализа,
    синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна-
    кам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
    построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
    10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при-
    знавать возможность существования различных точек зрения
    и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргумен-
    тировать свою точку зрения и оценку событий;
    11) определение общей цели и путей её достижения; умение
    договариваться о распределении функций и ролей в совмест-
    ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест-
    ной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение
    и поведение окружающих;
    12) овладение начальными сведениями о сущности и особен-
    ностях объектов, процессов и явлений действительности (при-
    родных, социальных, культурных, технических и др.) в соответ-
    ствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
    13) овладение базовыми предметными и межпредметными
    понятиями, отражающими существенные связи и отношения
    между объектами и процессами;
    14) умение работать в материальной и информационной
    среде начального общего образования (в том числе с учебны-
    ми моделями) в соответствии с содержанием учебного предме-
    та «Окружающий мир».
    При освоении курса «Окружающий мир» достигаются сле-
    дующие предметные результаты:
    1) понимание особой роли России в мировой истории, вос-
    питание чувства гордости за национальные свершения, откры-
    тия, победы;
    2) сформированность уважительного отношения к России,
    родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей
    страны, её современной жизни;
    3) осознание целостности окружающего мира, освоение ос-
    нов экологической грамотности, элементарных правил нрав-
    ственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье-
    сберегающего поведения в природной и социальной среде;
    4) освоение доступных способов изучения природы и обще-
    ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас-
    сификация и др. с получением информации из семейных ар-
    хивов, от окружающих людей, в открытом информационном
    пространстве);
    5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-
    следственные связи в окружающем мире.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie