- Автор
- Плешаков А.А., Крючкова Е.А.
- Серия
- Школа России
- Класс
- 3-3 класс
- Предмет
- Естествознание
- Программа
- Окружающий мир. Предметная линия учебников системы «Школа России». Примерные рабочие программы. 1-4 классы.
- Издательство
- Просвещение
- Вид материала
- учебник
Программа разработана на основе Федерального государ-
ственного образовательного стандарта начального общего об-
разования, Концепции духовно-нравственного развития и вос-
питания личности гражданина России, планируемых
результатов начального общего образования.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на-
правлено на достижение следующих целей:
• формирование целостной картины мира и осознание места
в нём человека на основе единства рационально-научного
познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-
ком личного опыта общения с людьми и природой;
• духовно-нравственное развитие и воспитание личности
граж данина России, уважительно и бережно относящегося
к среде своего обитания, к природному и культурному до-
стоянию родной страны и всего человечества.
Основными задачами реализации содержания курса явля-
ются:
1) формирование уважительного отношения к семье, насе-
лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к Рос-
сии, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многооб-
разия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели здоровьесберегающего и безопас-
ного поведения в условиях повседневной жизни и в различных
опасных ситуациях;
4) формирование компетенций для обеспечения экологиче-
ски и этически обоснованного поведения в природной среде,
эффективного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он,
имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет
в равной мере природоведческие, обществоведческие, истори-
ческие знания и даёт обучающемуся материал естественных
и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного
и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гумани-
тарных наук в их единстве и взаимосвязи даёт ученику ключ
(метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явле-
ния окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнози-
ровать направление своих личных интересов в гармонии
с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая
в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополу-
чие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую
панораму природных и общественных явлений как компонен-
тов единого мира. В основной школе этот материал будет из-
учаться дифференцированно на уроках различных предметных
областей: физики, химии, биологии, географии, обществозна-
ния, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же
данного предмета благодаря интеграции естественно-научных
и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в пол-
ном соответствии с возрастными особенностями младшего
школьника решены задачи экологи ческого образования и вос-
питания, формирования системы позитивных националь ных
ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опираю-
щегося на этнокультурное многообразие и общекультурное
единство российского общества как важнейшее национальное
достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фун-
дамент для изучения значительной части предметов основной
школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания,
накопленные естественными и социально-гуманитарными на-
у ками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную
шкалу, без которой невозможно формирование позитивных це-
левых установок подрастающего поколения. Курс «Окружаю-
щий мир» помогает ученику в формировании личностного вос-
приятия, эмоционального, оценочного отношения к миру
природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно
и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способ-
ных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать
в созидательной деятельности на благо родной страны и пла-
неты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изуче-
ния школьники овладевают основами практико-ориентирован-
ных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысли-
вать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том
числе на многообразном материале природы и культуры родно-
го края. Курс обладает широкими возможностями для форми-
рования у младших школьников фундамента экологической и
культурологической грамотности и соответствующих компе-
тентностей — умений проводить наблюдения в природе, ста-
вить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и
людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащим-
ся освоить основы адекватного природо- и культуросообразно-
го поведения в окружающей природной и социальной среде.
Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами на-
чальной школы значительную роль в духовно-нравственном
5
развитии и воспитании личности, формирует вектор культур-
но-ценностных ориентаций младшего школьника в соответ-
ствии с отечественными традициями духовности и нравствен-
ности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём
заложена содержательная основа для широкой реализации меж-
предметных связей всех дисциплин начальной школы. Пред-
мет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет
умения, полученные на уроках чтения, русского языка и мате-
матики, музыки и изобразительного искусства, технологии и
физической культуры, приучая детей к рационально-научному
и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществ лён
на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко прояв-
ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин-
теграции естественно-научных, географических, исторических
сведений в курсе выстраивается яркая картина действительно-
сти, отражающая многообразие природы и культуры, видов че-
ловеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание
уделяется знакомству младших школьников с природным мно-
гообразием, которое рассматривается и как самостоятельная
ценность, и как условие, без которого невозможно существо-
вание человека, удовлетворение его матери альных и духовных
потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последова-
тельно реали зуется в курсе, что осуществляется через раскры-
тие разнообразных связей между неживой и живой природой,
внутри живой природы, между природой и человеком. В част-
ности, рассматривается значение каждого при родного компо-
нента в жизни людей, анализируется положительное и отрица-
тельное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее
значение для осознания детьми единства природы и общества,
целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости
людей имеет включение в программу сведений из области эко-
номики, истории, современной социальной жизни, которые
присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отно-
шения к окружающему, основанного на признании самоцен-
ности сущего, на включении в нравственную сферу отношения
не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному
миру, к культурному достоянию народов России и всего чело-
вечества.В основе методики преподавания курса «Окружающий
мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий
«открытие» детьми нового знания и активное освоение раз-
личных способов познания окружающего. При этом исполь-
зуются разно образные методы и формы обучения с приме-
нением системы средств, составляющих единую информаци-
онно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения
явлений природы и общественной жизни, выпол няют практи-
ческие работы и опыты, в том числе исследовательско го ха-
рактера, различные творческие задания. Проводятся дидакти-
ческие и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование
объектов и явлений окружающего мира. Для успешного ре-
шения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки,
встречи с людьми различных профессий, организация по-
сильной практической деятельности по охране среды и дру-
гие формы работы, обеспечивающие непосредственное вза-
имодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут
проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, пар-
ке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения
планируемых результатов имеет организация проектной дея-
тельности учащихся, которая предусмотрена в каждом раз-
деле программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое зна-
чение при реализации программы имеют новые для практики
начальной школы виды деятельности учащихся, к которым от-
носятся: 1) распознавание (определение) объектов окружающе-
го мира с помощью специально разработанного для начальной
школы атласа-определителя; 2) выявление и моделирование свя-
зей в окружающем мире с помощью книги для чтения, графи-
ческих и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическое
нормотворчество, включающее анализ собственного отношения
к миру природы и поведения в нём, выработку соответствую-
щих норм и правил, которое осуществляется с помощью спе-
циально разработанного пособия по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место
среди учебных предметов начальной школы, поскольку позна-
ние детьми окружающего мира не ограничивается рамками
урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стена-
ми. Сам учебный курс является своего рода системообразую-
щим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы ра-
бота с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или
иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельно-
сти. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите-
ли учащихся в повседневном общении со сво ими детьми под-
держивали их познавательные инициативы, пробуж даемые на
уроках. Это могут быть и конкретные задания для до машних
опытов и наблюдений, чтения и получения информации от
взрослых.
7
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе на-
чальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчита-
на на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 клас-
сы — по 68 ч (34 учебные недели).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо-
ничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедея-
тельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем-
ление к истине, к познанию закономерностей окружающе-
го мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.
• Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости че-
ловека, выражающейся в любви к России, народу, малой
родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и вос-
питания личности, залог преемственности культурно-цен-
ностных традиций народов России от поколения к поколе-
нию и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав-
ственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье
физическое, психическое, духовно- и социально-нравствен-
ное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отно-
шении к природе, историко-культурному наследию, к са-
мому себе и окружающим людям.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Освоение учебного курса «Окружающий мир» вносит суще-
ственный вклад в достижение личностных результатов на-
чального образования, а именно:
1) в формирование основ российской гражданской идентич-
ности, чувства гордости за свою Родину, российский народ
и историю России, осознание своей этнической и националь-
ной принадлежности; формирование ценностей многонацио-
нального российского общества; становление гуманистических
и демократических ценностных ориентаций;
2) в формирование целостного, социально ориентированно-
го взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий;3) в формирование уважительного отношения к иному мне-
нию, истории и культуре других народов;
4) в овладение начальными навыками адаптации в динамич-
но изменяющемся и развивающемся мире;
5) в принятие и освоение социальной роли обучающегося,
развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич-
ностного смысла учения;
6) в развитие самостоятельности и личной ответственности
за свои поступки, в том числе в информационной деятельно-
сти, на основе представлений о нравственных нормах, соци-
альной справедливости и свободе;
7) в формирование эстетических потребностей, ценностей
и чувств;
8) в развитие этических чувств, доброжелательности и эмо-
ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере-
живания чувствам других людей;
9) в развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер-
стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) в формирование установки на безопасный, здоровый об-
раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Освоение курса «Окружающий мир» играет значительную
роль в достижении метапредметных результатов начального
образования, таких, как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и
за дачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и по-
искового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать
и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф-
фективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспе-
ха учебной деятельности и способности конструктивно дей-
ствовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представ-
ления информации для создания моделей изучаемых объектов
и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств ин-
формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для
решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справоч-
ных источниках и открытом учебном информационном про-
9
странстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, органи-
зации, передачи и интерпретации информации в соответствии
с коммуникативными и познавательными задачами и техноло-
гиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа,
синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна-
кам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при-
знавать возможность существования различных точек зрения
и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргумен-
тировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совмест-
ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест-
ной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение
и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особен-
ностях объектов, процессов и явлений действительности (при-
родных, социальных, культурных, технических и др.) в соответ-
ствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими существенные связи и отношения
между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной
среде начального общего образования (в том числе с учебны-
ми моделями) в соответствии с содержанием учебного предме-
та «Окружающий мир».
При освоении курса «Окружающий мир» достигаются сле-
дующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, вос-
питание чувства гордости за национальные свершения, откры-
тия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России,
родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей
страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение ос-
нов экологической грамотности, элементарных правил нрав-
ственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье-
сберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и обще-
ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас-
сификация и др. с получением информации из семейных ар-
хивов, от окружающих людей, в открытом информационном
пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-
следственные связи в окружающем мире.