Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Чукальская основная общеобразовательная школа"
Республика Мордовия, Ардатовский район, село Чукалы
  • Русский язык 3 класс.
    Русский язык 3 класс
    Русский язык
    3-3 класс
    Автор
    Канакина В.П., Горецкий В.Г.
    Серия
    Школа России
    Класс
    3-3 класс
    Предмет
    Русский язык
    Программа
    Русский язык. Предметная линия учебников системы «Школа России» авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Примерные рабочие программы. 1-4 классы
    Издательство
    Просвещение
    Вид материала
    учебник
    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
    Программа направлена на реализацию средствами предме-
    та «Русский язык» основных задач образовательной области
    «Филология»:
    1. Формирование первоначальных представлений о един-
    стве и многообразии языкового и культурного пространства
    России, о языке как основе национального самосознания.
    2. Развитие диалогической и монологической устной и
    письменной речи.
    3. Развитие коммуникативных умений.
    4. Развитие нравственных и эстетических чувств.
    5. Развитие способностей к творческой деятельности.
    Программа определяет ряд практических задач, решение
    которых обеспечит достижение основных целей изучения пред-
    мета:
    •развитие речи, мышления, воображения школьников, уме-
    ния выбирать средства языка в соответствии с целями, за-
    дачами и условиями общения;
    •формирование у младших школьников первоначальных
    представлений о системе и структуре русского языка: лекси-
    ке, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав сло-
    ва), морфологии и синтаксисе;
    •формирование навыков культуры речи во всех её прояв-
    лениях, умений правильно писать и читать, участвовать в
    диалоге, составлять несложные устные монологические вы-
    сказывания и письменные тексты;
    •воспитание позитивного эмоционально-ценностного отно-
    шения к русскому языку, чувства сопричастности к сохра-
    нению его уникальности и чистоты;
    •пробуждение познавательного интереса к языку, стремления
    совершенствовать свою речь.
    Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обу-
    чение грамоте направлено на формирование навыка чтения и
    основ элементарного графического навыка, развитие речевых
    умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствова-
    ние фонематического слуха, осуществление грамматико-орфо-
    графической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решают-
    ся на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму.
    Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с
    учётом принципа координации устной и письменной речи.
    Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основ-
    ных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительно-
    го), букварного (основного) и послебукварного (заключитель-
    ного).
    5
    Добукварный период является введением в систему языко-
    вого и литературного образования. Его содержание направлено
    на создание мотивации к учебной деятельности, развитие инте-
    реса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом эта-
    пе уделяется выявлению начального уровня развитости устных
    форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говоре-
    ния. Стоят и другие задачи — приобщение к учебной деятель-
    ности, приучение к требованиям школы.
    Введение детей в мир языка начинается со знакомства со
    словом, его значением, с осмысления его номинативной функ-
    ции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с раз-
    личения в слове его содержания (значения) и формы (фоне-
    тической и графической). У первоклассников формируются
    первоначальные представления о предложении, развивается
    фонематический слух и умение определять последовательность
    звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры.
    Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использо-
    ванием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в сло-
    ве ударный слог, «читать» слова по следам звукового анали-
    за, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного
    звука. На подготовительном этапе формируются первоначаль-
    ные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких
    звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначаю-
    щие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования
    к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся
    писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом
    букв.
    Содержание букварного периода охватывает изучение пер-
    вых согласных звуков и их буквенных обозначений, последу-
    ющих гласных звуков и букв, их обозначающих; происходит
    знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука;
    знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфи-
    ческая особенность данного этапа заключается в непосред-
    ственном обучении чтению, усвоению его механизма. Пер-
    воклассники осваивают два вида чтения: орфографическое
    (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю);
    работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; ос-
    ваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с раз-
    личными видами соединений, слов, предложений, небольших
    текстов.
    Послебукварный (заключительный) период — повторитель-
    но-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осу-
    ществляется постепенный переход к чтению целыми словами,
    формируется умение читать про себя, развиваются и совершен-
    ствуются процессы сознательного, правильного, темпового ивыразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся
    знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выраже-
    ния приветствия, благодарности, прощания и т. д.) на основе
    чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элемен-
    там фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с фор-
    мированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с
    развитием творческих способностей детей. В этот период дети
    начинают читать литературные тексты и включаются в проект-
    ную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе
    которой происходит осмысление полученных в период обуче-
    ния грамоте знаний.
    После обучения грамоте начинается раздельное изучение
    русского языка и литературного чтения.
    Систематический курс русского языка представлен в про-
    грамме следующими содержательными линиями:
    •система языка (основы лингвистических знаний): лексика,
    фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика),
    грамматика (морфология и синтаксис);
    •орфография и пунктуация;
    •развитие речи.
    Содержание курса имеет концентрическое строение, пред-
    усматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в
    каждом классе. Такая структура программы позволяет учи-
    тывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или
    иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возраста-
    ние сложности материала и организует комплексное изучение
    грамматической теории, навыков правописания и развития
    речи.
    Языковой материал обеспечивает формирование у младших
    школьников первоначальных представлений о системе и струк-
    туре русского языка с учётом возрастных особенностей млад-
    ших школьников, а также способствует усвоению ими норм
    русского литературного языка. Изучение орфографии и пунк-
    туации, а также развитие устной и письменной речи учащихся
    служат решению практических задач общения и формируют
    навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
    Программа направлена на формирование у младших школь-
    ников представлений о языке как явлении национальной куль-
    туры и основном средстве человеческого общения, на осо-
    знание ими значения русского языка как государственного
    языка Российской Федерации, языка межнационального об-
    щения.
    В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности».
    Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьни-
    ков в целях, задачах, средствах и значении различных видов
    7
    речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и пись-
    ма). Развитие и совершенствование всех видов речевой дея-
    тельности заложат основы для овладения устной и письменной
    формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно
    воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать
    свою и оценивать чужую речь, создавать собственные моноло-
    гические устные высказывания и письменные тексты в соответ-
    ствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в
    программу усиливает внимание к формированию коммуника-
    тивных умений и навыков, актуальных для практики общения
    младших школьников.
    Содержание систематического курса русского языка пред-
    ставлено в программе как совокупность понятий, правил, све-
    дений, взаимодействующих между собой, отражающих реально
    существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка:
    фонетической, лексической, словообразовательной и грамма-
    тической (морфологической и синтаксической).
    Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся
    усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, суще-
    ствующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической
    и синтаксической структуры языка, правил строения слова и
    предложения, графической формы букв осуществляется на ос-
    нове формирования символико-моделирующих учебных дей-
    ствий с языковыми единицами. Через овладение языком — его
    лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей
    словообразовательной системой, грамматикой, разнообразием
    синтаксических структур — формируется собственная языко-
    вая способность ученика, осуществляется становление лич-
    ности.
    Значимое место в программе отводится темам «Текст»,
    «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обе-
    спечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой
    компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает
    формирование речевых умений и овладение речеведческими
    сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную
    основу для обучения школьников составлению текстов по об-
    разцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-
    повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с
    учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению
    норм построения текста (логичность, последовательность,
    связность, соответствие теме и главной мысли и др.), разви-
    тию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполнен-
    ной учеником творческой работы.
    Работа над предложением и словосочетанием направ-
    лена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, развитие умений пользоваться пред-
    ложениями в устной и письменной речи, обеспечение
    понимания содержания и структуры предложений в чужой
    речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы
    произношения, процессы словоизменения, формируются
    грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
    Программа предусматривает формирование у младших
    школьников представлений о лексике русского языка. Осво-
    ение знаний о лексике способствует пониманию материаль-
    ной природы языкового знака (слова как единства звучания
    и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей,
    чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского
    языка и эстетической функции родного слова; овладению уме-
    нием выбора лексических средств в зависимости от цели, темы,
    основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осо-
    знанию необходимости пополнять и обогащать собственный
    словарный запас как показатель интеллектуального и речевого
    развития личности.
    Серьёзное внимание уделяется в программе формированию
    фонетико-графических представлений о звуках и буквах рус-
    ского языка. Чёткое представление звуковой и графической
    формы важно для формирования всех видов речевой деятель-
    ности: аудирования, говорения, чтения и письма.
    Важная роль отводится формированию представлений о
    грамматических понятиях: словообразовательных, морфоло-
    гических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий
    становится процессом умственного и речевого развития:
    развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза,
    сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что
    служит основой для дальнейшего формирования общеучебных,
    логических и познавательных (символико-моделирующих)
    универсальных действий с языковыми единицами.
    Программа предусматривает изучение орфографии и пунк-
    туации на основе формирования универсальных учебных дей-
    ствий. Сформированность умений различать части речи и зна-
    чимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её
    тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, вы-
    полнять действие по правилу, осуществлять орфографический
    самоконтроль является основой грамотного, безошибочного
    письма.
    Содержание программы является основой для овладения
    приёмами активного анализа и синтеза (применительно к
    изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения
    сходств и различий, дедукции и индукции, группировки,
    абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способ-
    9
    ствует умственному и речевому развитию. На этой основе
    развивается потребность в постижении языка и речи как
    предмета изучения, выработке осмысленного отношения к
    употреблению в речи основных единиц языка.
    Программой предусмотрено целенаправленное формирова-
    ние первичных навыков работы с информацией. Школьники
    научатся эффективно работать с учебной книгой,
    анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять
    полученную информацию, а также создавать новые
    информационные объекты: сообщения, отзывы, письма,
    поздравительные открытки, небольшие сочинения и др.
    Программа предполагает организацию проектной деятель-
    ности, которая способствует включению учащихся в активный
    познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет
    закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания,
    создаёт условия для творческого развития детей, формирова-
    ния позитивной самооценки, навыков совместной деятельно-
    сти со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг
    с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и
    систематизировать нужную информацию.
     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie