- Автор
- Неменский Б.М., Коротеева Е.И.
- Серия
- Школа России
- Класс
- 2-2 класс
- Предмет
- Изобразительное искусство
- Программа
- Рабочая программа по ИЗО по УМК "Школа России"
- Издательство
- Просвещение
- Вид материала
- учебник
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального Государственного Образовательного
Стандарта (ФГОС) начального общего образования, Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начально-
го общего образования, авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Немен-
ского, В.Г. Горяева, Г.Е.Гуровой и др. «Изобразительное искусство» 1-4 класс.
Реализация программы предполагает использование УМК «Школа России».
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
Конституция Российской Федерации (ст.43)
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ статьи 10, 11, 12, 28, 29, 30, 47, 55,
66, «ОБ образовании в Российской Федерации»
Санитарно-эпидемилогические правила и нормативы СанПиН (2.4.2. №2821 – 10),
«Санитарно-эпидемилогические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03
марта 2011 года
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утвер-
ждении введение в действие Федерального Государственного образовательного
стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте
22.12.2009 года, рег. №17785)
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Прило-
жение к приказу Минобрнауки России от 06.10.2009г. №373)
Концепция учебно - методического комплекса "Школа России"
Концепцией духовно-нравставенного развития личности.
Цели
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение
нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств,
уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и
способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через ис-
кусство.
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности твор-
чески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков со-
трудничества в художественной деятельности.
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декора-
тивно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного
кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой
деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетическо-
го вкуса.
Задачи курса
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и
окружающего мира;
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение
нравственного опыта, представлений о добре и зле;
- воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной
России и других стран;
- готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в ис-
кусстве и через искусство.
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности твор-
чески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков со-
трудничества в художественной деятельности.
-совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и
окружающего мира.
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни
(музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.).
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По срав-
нению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип
мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоцио-
нально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления
интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Курс «Изобразительное искусство» рассчитан на 135 часов. В 1 классе на изучение
изобразительного искусства отводится 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недель), во 2 –
4 классах по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, курса.
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-
нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка,
формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У
младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений,
их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-
ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-
ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности
помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут
основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, ис-
кусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству
диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными мате-
риалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа.
Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддержи-
вает интерес учащихся к художественному творчеству.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета, курса.
1 класс.
Личностные результаты:
В ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение (к семье,
Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, наци-
ональных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстети-
ческой оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков,
явлений окружающей жизни.
В познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию
мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой
деятельности.
В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов
для работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное
искусство, конструирование); стремление использовать художественные умения для со-
здания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей
жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и вырази-
тельных средств произведений искусства;
– активное использование языка изобразительного искусства и различных художе-
ственных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий
мир и др.);
– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) ху-
дожественно-эстетическим содержанием;
– формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность,
выбирать средства для реализации художественного замысла;
– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой дея-
тельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и обще-
ства; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произве-
дениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, ха-
рактеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России
и художественных музеях своего региона.
В ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-
творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе,
человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных те-
мах искусства, и отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оцени-
вать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устой-
чивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.
В коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных
особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоцио-
нальных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты.
В трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художе-
ственной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности; моделиро-
вание новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобра-
зительного искусства и компьютерной графики).
В итоге освоения программы учащиеся должны:
– усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоско-
сти и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и
пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использова-
нием различных художественных материалов;
– приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах работы:
живопись, графика, скульптура, дизайн, начало архитектуры, декоративно-прикладные и
народные формы искусства;
– развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмо-
циональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
– развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой
художественной деятельности;
– освоить выразительные возможности художественных материалов (гуашь, акварель,
пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования);
– овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести
навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной дея-
тельности – приобрести первичные навыки изображения предметного мира (изображение
растений и животных);
– приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, эмоцио-
нального состояния, своего отношения в творческой деятельности и при восприятии про-
изведения искусства и творчества своих товарищей;
– приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности чело-
века, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира.
2 класс
Личностные результаты:
В ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение (к семье,
Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, наци-
ональных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстети-
ческой оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков,
явлений окружающей жизни.
В познавательной (когнетивной) сфере – способность к художественному познанию
мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой
деятельности.
В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов
для работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное
искусство, конструирование; стремление использовать художественные умения для со-
здания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей
жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и вырази-
тельных средств произведения искусства;
– активное использование языка изобразительного искусства и различных художе-
ственных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература,
окружающий мир и др.);
– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) ху-
дожественно-эстетическим содержанием;
– формирование мотивации и умение организовывать самостоятельную деятельность,
выбирать средства для реализации художественного замысла;
– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой дея-
тельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и обще-
ства; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произве-
дениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, ха-
рактеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России
и художественных музеях своего района, региона.
В ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-
творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе,
человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных те-
мах искусства, и отражение их собственной деятельности; умение эмоционально оцени-
вать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устой-
чивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.
В коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных
способностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоцио-
нальных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты.
В трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художе-
ственной выразительности для передачи замысла собственной деятельности; моделирова-
ние новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобрази-
тельного искусства и компьютерной графики).
В итоге освоения программы учащиеся должны:
– усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоско-
сти и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и
пространстве; украшение или декоративно-художественная деятельность с использовани-
ем различных художественных материалов;
– приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах работы:
живопись, графика, скульптура, дизайн, начало архитектуры, декоративно-прикладные и
народные формы искусства;
– развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмо-
циональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
– развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой
художественной деятельности;
– освоить выразительные возможности художественных материалов (гуашь, акварель,
пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования);
– овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести
навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной дея-
тельности, приобрести первичные навыки изображения предметного мира (изображение
растений и животных);
– приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, эмоцио-
нального состояния, своего отношения к творческой деятельности и при восприятии про-
изведения искусства и творчества своих товарищей;
– приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности чело-
века, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира.
3 класс.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны преобразовать в процессе освоения учебного предмета по
программе «Изобразительное искусство»:
– чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
– уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в
целом;
– понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного
человека;
– сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблю-
дательности и фантазии;
– сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством,
природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в
самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзыв-
чивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой ра-
боты в команде одноклассников под руководством учителя;
– умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить
свою часть работы с общим замыслом;
– умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу
одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и
средств его выражения3.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универ-
сальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической твор-
ческой деятельности:
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
– овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравни-
вать, анализировать, выделять главное, обобщать;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и спо-
собности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классифи-
кации по родовидовым признакам;
– овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения
коллективной творческой работы;
– использование средств информационных технологий для решения различных учебно-
творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, вы-
полнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделиро-
ванию и т. д.;
– умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с по-
ставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих
задач;
– умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение орга-
низовать место занятий;
– осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высо-
ких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-
творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
учебного предмета:
– сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в
жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
– сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художе-
ственной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты
как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
– овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произ-
ведений искусства;
– овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах ху-
дожественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструи-
ровании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся
на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
– знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,
скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и приклад-
ные виды искусства);
– знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
– понимание образной природы искусства;
– эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
– применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения
художественно-творческих работ;
– способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько
великих произведений русского и мирового искусства;
– умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о со-
держании, сюжетах и выразительных средствах;
– усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев
своего региона;
– умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни:
в доме, на улице, в театре, на празднике;
– способность использовать в художественно-творческой деятельности различные худо-
жественные материалы и художественные техники;
– способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоцио-
нальные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
– умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
– освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветове-
дения, основы графической грамоты;
– овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изобра-
жения средствами аппликации и коллажа;
– умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы раз-
личных регионов нашей страны;
– умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способно-
сти человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художе-
ственную культуру;
– изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных
(знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы,
человека, народных традиций;
– способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших
исторический облик, – свидетелей нашей истории;
– умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и
богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
4 класс.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны преобразовать в процессе освоения учебного предмета по
программе «Изобразительное искусство»:
– чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
– уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в
целом;
– понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного
человека;
– сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблю-
дательности и фантазии;
– сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством,
природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в
самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзыв-
чивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой ра-
боты в команде одноклассников под руководством учителя;
– умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить
свою часть работы с общим замыслом;
– умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу
одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и
средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универ-
сальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической твор-
ческой деятельности:
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
– овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравни-
вать, анализировать, выделять главное, обобщать;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и спо-
собности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классифи-
кации по родовидовым признакам;
– овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения
коллективной творческой работы;
– использование средств информационных технологий для решения различных учебно-
творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, вы-
полнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделиро-
ванию и т. д.;
– умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с по-
ставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих
задач;
– умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение орга-
низовать место занятий;
– осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высо-
ких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-
творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
учебного предмета:
– сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в
жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
– сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художе-
ственной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты
как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
– овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произ-
ведений искусства;
– овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах ху-
дожественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструи-
ровании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся
на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
– знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,
скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и приклад-
ные виды искусства);
– знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
– понимание образной природы искусства;
– эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
– применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения
художественно-творческих работ;
– способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько
великих произведений русского и мирового искусства;
– умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о со-
держании, сюжетах и выразительных средствах;
– усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев
своего региона;
– умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни:
в доме, на улице, в театре, на празднике;
– способность использовать в художественно-творческой деятельности различные худо-
жественные материалы и художественные техники;
– способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоцио-
нальные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
– умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
– освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветове-
дения, основы графической грамоты;
– овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изобра-
жения средствами аппликации и коллажа;
– умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы раз-
личных регионов нашей страны;
– умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способно-
сти человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художе-
ственную культуру;
– изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных
(знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы,
человека, народных традиций;
– способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших
исторический облик, – свидетелей нашей истории;
– умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и
богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.