Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Чукальская основная общеобразовательная школа"
Республика Мордовия, Ардатовский район, село Чукалы
  • Математика 2 класс.
    Математика 2 класс
    Математика
    2-2 класс
    Автор
    Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.
    Серия
    Школа России
    Класс
    2-2 класс
    Предмет
    Математика
    Программа
    Математика. Предметная линия учебников «Школа России». Примерные рабочие программы. 1-4 классы.
    Издательство
    Просвещение
    Вид материала
    учебник
    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
    Программы разработаны на основе Федерального государ-
    ственного образовательного стандарта начального общего об-
    разования, Концепции духовно-нравственного развития и вос-
    питания личности гражданина России, планируемых результа-
    тов начального общего образования.
    Обучение математике является важнейшей составляющей
    начального общего образования. Этот предмет играет важную
    роль в формировании у младших школьников умения учиться.
    Начальное обучение математике закладывает основы для
    формирования приёмов умственной деятельности: школьники
    учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов,
    устанавливать причинно-следственные связи, закономерности,
    выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая матема-
    тику, они усваивают определённые обобщённые знания и спо-
    собы действий. Универсальные математические способы по-
    знания способствуют целостному восприятию мира, позволяют
    выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а так-
    же являются основой формирования универсальных учебных
    действий. Универсальные учебные действия обеспечивают ус-
    воение предметных знаний и интеллектуальное развитие уча-
    щихся, формируют способность к самостоятельному поиску и
    усвоению новой информации, новых знаний и способов дей-
    ствий, что составляет основу умения учиться.
    Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы
    действий необходимы не только для дальнейшего успешного
    изучения математики и других школьных дисциплин, но и для
    решения многих практических задач во взрослой жизни.
    Основными целями начального обучения математике явля-
    ются:
     Математическое развитие младших школьников.
     Формирование системы начальных математических знаний.
     Воспитание интереса к математике, к умственной деятель-
    ности.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
    Программа определяет ряд задач, решение которых направ-
    лено на достижение основных целей начального математиче-
    ского образования:
    — формирование элементов самостоятельной интеллекту-
    альной деятельности на основе овладения несложными мате-
    матическими методами познания окружающего мира (умения
    устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количе-
    ственные и пространственные отношения);
    — развитие основ логического, знаково-символического и
    алгоритмического мышления;
    — развитие пространственного воображения;
    — развитие математической речи;
    — формирование системы начальных математических зна-
    ний и умений их применять для решения учебно-познаватель-
    ных и практических задач;
    — формирование умения вести поиск информации и рабо-
    тать с ней;
    — формирование первоначальных представлений о ком-
    пьютерной грамотности;
    — развитие познавательных способностей;
    — воспитание стремления к расширению математических
    знаний;
    — формирование критичности мышления;
    — развитие умения аргументированно обосновывать и от-
    стаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суж-
    дения других.
    Решение названных задач обеспечит осознание младшими
    школьниками универсальности математических способов по-
    знания мира, усвоение начальных математических знаний,
    связей математики с окружающей действительностью и с дру-
    гими школьными предметами, а также личностную заинтере-
    сованность в расширении математических знаний.
    Начальный курс математики является курсом интегриро-
    ванным: в нём объединён арифметический, геометрический и
    алгебраический материал.
    Содержание обучения представлено в программе раздела-
    ми: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Тек-
    стовые задачи», «Пространственные отношения. Геометриче-
    ские фигуры», «Геометрические величины», «Работа с инфор-
    мацией».
    Арифметическим ядром программы является учебный мате-
    риал, который, с одной стороны, представляет основы мате-
    матической науки, а с другой — содержание, отобранное и
    проверенное многолетней педагогической практикой, подтвер-
    5
    дившей необходимость его изучения в начальной школе для
    успешного продолжения образования.
    Основа арифметического содержания — представления о на-
    туральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение,
    вычитание, умножение и деление). На уроках математики
    у младших школьников будут сформированы представления
    о числе как результате счёта, о принципах образования, записи
    и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся
    выполнять устно и письменно арифметические действия с це-
    лыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узна-
    ют, как связаны между собой компоненты и результаты ариф-
    метических действий; научатся находить неизвестный компо-
    нент арифметического действия по известному компоненту и
    результату действия; усвоят связи между сложением и вычита-
    нием, умножением и делением; освоят различные приёмы про-
    верки выполненных вычислений. Младшие школьники позна-
    комятся с калькулятором и научатся пользоваться им при вы-
    полнении некоторых вычислений, в частности при проверке
    результатов арифметических действий с многозначными чис-
    лами.
    Программа предусматривает ознакомление с величинами
    (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерени-
    ем, с единицами измерения однородных величин и соотноше-
    ниями между ними.
    Важной особенностью программы является включение в неё
    элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой,
    уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школь-
    ная практика, такой материал в начальном курсе математики
    позволяет повысить уровень формируемых обобщений, спо-
    собствует более глубокому осознанию взаимосвязей между
    компонентами и результатом арифметических действий, рас-
    ширяет основу для восприятия функциональной зависимости
    между величинами, обеспечивает готовность выпускников на-
    чальных классов к дальнейшему освоению алгебраического со-
    держания школьного курса математики.
    Особое место в содержании начального математического
    образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в дан-
    ном курсе имеет свою специфику и требует более детального
    рассмотрения.
    Система подбора задач, определение времени и последова-
    тельности введения задач того или иного вида обеспечивают
    благоприятные условия для сопоставления, сравнения, проти-
    вопоставления задач, сходных в том или ином отношении,
    а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком
    подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ
    задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осо-
    знанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных
    в них взаимосвязей между данными и искомым.
    Решение текстовых задач связано с формированием ряда
    общих умений: осознанно читать и анализировать содержание
    задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по
    данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос за-
    дачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть
    различные способы решения задачи и сознательно выбирать
    наиболее рациональные; составлять план решения, обосновы-
    вая выбор каждого арифметического действия; записывать ре-
    шение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя вы-
    ражение); производить необходимые вычисления; устно давать
    полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её
    решения; самостоятельно составлять задачи.
    Работа с текстовыми задачами способствует развитию у де-
    тей воображения, логического мышления, речи. Решение задач
    укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание
    практического значения математических знаний, пробуждает у
    учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её
    изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное,
    как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями
    в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторона-
    ми окружающей действительности; способствует их духовно-
    нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство
    гордости за свою Родину, уважительное отношение к семей-
    ным ценностям, бережное отношение к окружающему миру,
    природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям
    в различных кружках и спортивных секциях; формирует уста-
    новку на здоровый образ жизни.
    При решении текстовых задач используется и совершен-
    ствуется знание основных математических понятий, отноше-
    ний, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми
    задачами способствует осознанию смысла арифметических
    действий и математических отношений, пониманию взаимо-
    связи между компонентами и результатами действий, осознан-
    ному использованию действий.
    Программа включает рассмотрение пространственных отно-
    шений между объектами, ознакомление с различными гео-
    метрическими фигурами и геометрическими величинами.
    Школьники научатся распознавать и изображать точку, пря-
    мую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, мно-
    гоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют
    навыками работы с измерительными и чертёжными инстру-
    ментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содер-
    жание включено знакомство с простейшими геометрическими
    телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрическо-
    го материала создаёт условия для развития пространствен-
    ного воображения детей и закладывает фундамент успешно-
    7
    го изучения систематического курса геометрии в основной
    школе.
    Программой предусмотрено целенаправленное формирова-
    ние совокупности умений работать с информацией. Эти уме-
    ния формируются как на уроках, так и во внеурочной деятель-
    ности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение
    содержания курса связано не только с поиском, обработкой,
    представлением новой информации, но и с созданием инфор-
    мационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые
    информационные объекты создаются в основном в рамках
    проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет
    закрепить, расширить и углубить полученные на уроках зна-
    ния, создаёт условия для творческого развития детей, форми-
    рования позитивной самооценки, навыков совместной дея-
    тельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать
    друг с другом, совместно планировать свои действия и реали-
    зовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную ин-
    формацию.
    Предметное содержание программы направлено на после-
    довательное формирование и отработку универсальных учеб-
    ных действий, развитие логического и алгоритмического мыш-
    ления, пространственного воображения и математической
    речи.
    Большое внимание в программе уделяется формированию
    умений сравнивать математические объекты (числа, числовые
    выражения, различные величины, геометрические фигуры
    и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, про-
    водить на этой основе классификацию, анализировать различ-
    ные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие
    смысл арифметических действий, а также отношения и взаи-
    мосвязи между величинами, формулировать выводы, делать
    обобщения, переносить освоенные способы действий в изме-
    нённые условия.
    Знание и понимание математических отношений и взаимо-
    зависимостей между различными объектами (соотношение це-
    лого и части, пропорциональные зависимости величин, взаим-
    ное расположение объектов в пространстве и др.), их обобще-
    ние и распространение на расширенную область приложений
    выступают как средство познания закономерностей, проис-
    ходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие
    познавательного интереса школьников, стремление к постоян-
    ному расширению знаний, совершенствованию освоенных
    способов действий.
    Изучение математики способствует развитию алгоритмиче-
    ского мышления младших школьников. Программа предусма-
    тривает формирование умений действовать по предложенному
    алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следоизучении других учебных дисциплин.
     Математические знания и способы их получения, усваива-
    емые учащимися в процессе изучения курса, имеют боль-
    шую ценность, так как содержание курса (знания о числах
    и действиях с ними, величинах, геометрических фигурах)
    представляет собой тот базисный фундамент знаний, кото-
    рый необходим для применения на практике (в повседнев-
    ной жизни), при изучении других учебных дисциплин и
    обеспечивает возможность продолжения образования.
     Курс математики обладает большой ценностью и с точки
    зрения интеллектуального развития учащихся, так как в нём
    заложены возможности для развития логического, алгорит-
    мического и пространственного мышления, выявления и
    развития творческих способностей детей на основе решения
    задач повышенного уровня сложности, формирования ин-
    тереса к изучению математики.
     Содержание курса и способы его изучения позволяют овла-
    деть математическим языком описания (математической
    символикой, схемами, алгоритмами, элементами математи-
    ческой логики и др.) происходящих событий и явлений
    в окружающем мире, основами проектной деятельности,
    что расширяет и совершенствует коммуникативные дей-
    ствия учащихся, в том числе умения выслушивать и оцени-
    вать точку зрения собеседника, полноценно аргументиро-
    вать свою точку зрения, выстраивать логическую цепочку
    её обоснования, уважительно вести диалог, воспитывает
    культуру мышления и общения.
    ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
    И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
    УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
    Программа обеспечивает достижение выпускниками началь-
    ной школы следующих личностных, метапредметных и пред-
    метных результатов.
    Личностные результаты
    — Осознание роли своей страны в мировом развитии, ува-
    жительное отношение к семейным ценностям, бережное отно-
    шение к окружающему миру.
    — Чувство гордости за свою Родину, российский народ и
    историю России.
    — Целостное восприятие окружающего мира.
    11
    — Развитая мотивация учебной деятельности и личностно-
    го смысла учения, заинтересованность в приобретении и рас-
    ширении знаний и способов действий, творческий подход к
    выполнению заданий.
    — Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои
    действия и управлять ими.
    — Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
    — Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации
    к творческому труду, к работе на результат.
    Метапредметные результаты
    — Способность принимать и сохранять цели и задачи учеб-
    ной деятельности, находить средства и способы её осуществле-
    ния.
    — Овладение способами выполнения заданий творческого
    и поискового характера.
    — Умение планировать, контролировать и оценивать учеб-
    ные действия в соответствии с поставленной задачей и услови-
    ями её выполнения, определять наиболее эффективные спосо-
    бы достижения результата.
    — Способность использовать знаково-символические сред-
    ства представления информации для создания моделей изуча-
    емых объектов и процессов, схем решения учебно-познава-
    тельных и практических задач.
    — Использование речевых средств и средств информацион-
    ных и коммуникационных технологий для решения коммуни-
    кативных и познавательных задач.
    — Использование различных способов поиска (в справоч-
    ных источниках и открытом учебном информационном про-
    странстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации
    и передачи информации в соответствии с коммуникативными
    и познавательными задачами и технологиями учебного пред-
    мета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиату-
    ры компьютера, фиксировать (записывать) результаты изме-
    рения величин и анализировать изображения, звуки, готовить
    своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим
    сопровождением.
    — Овладение логическими действиями сравнения, анали-
    за, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым при-
    знакам, установления аналогий и причинно-следственных
    связей, построения рассуждений, отнесения к известным по-
    нятиям.
    — Готовность слушать собеседника и вести диалог; готов-
    ность признать возможность существования различных точек
    зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументиро-
    вать своё мнение.— Определение общей цели и путей её достижения: умение
    договариваться о распределении функций и ролей в совмест-
    ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест-
    ной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение
    и поведение окружающих.
    — Овладение начальными сведениями о сущности и осо-
    бенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием
    учебного предмета «Математика».
    — Овладение базовыми предметными и межпредметными
    понятиями, отражающими существенные связи и отношения
    между объектами и процессами.
    — Умение работать в материальной и информационной
    среде начального общего образования (в том числе с учебны-
    ми моделями) в соответствии с содержанием учебного пред-
    мета «Математика».
    Предметные результаты
    — Использование приобретённых математических знаний
    для описания и объяснения окружающих предметов, процес-
    сов, явлений, а также для оценки их количественных и про-
    странственных отношений.
    — Овладение основами логического и алгоритмического
    мышления, пространственного воображения и математической
    речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его
    оценки, наглядного представления данных в разной форме
    (таб лицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгорит-
    мов.
    — Приобретение начального опыта применения математи-
    ческих знаний для решения учебно-познавательных и учебно-
    практических задач.
    — Умения выполнять устно и письменно арифметические
    действия с числами и числовыми выражениями, решать тек-
    стовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии
    в игре, исследовать, распознавать и изображать геометри-
    ческие фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и
    диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и ин-
    терпретировать данные.
    — Приобретение первоначальных навыков работы на ком-
    пьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с «меню», на-
    ходить информацию по заданной теме, распечатывать её на
    принтере).— Определение общей цели и путей её достижения: умение
    договариваться о распределении функций и ролей в совмест-
    ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест-
    ной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение
    и поведение окружающих.
    — Овладение начальными сведениями о сущности и осо-
    бенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием
    учебного предмета «Математика».
    — Овладение базовыми предметными и межпредметными
    понятиями, отражающими существенные связи и отношения
    между объектами и процессами.
    — Умение работать в материальной и информационной
    среде начального общего образования (в том числе с учебны-
    ми моделями) в соответствии с содержанием учебного пред-
    мета «Математика».
    Предметные результаты
    — Использование приобретённых математических знаний
    для описания и объяснения окружающих предметов, процес-
    сов, явлений, а также для оценки их количественных и про-
    странственных отношений.
    — Овладение основами логического и алгоритмического
    мышления, пространственного воображения и математической
    речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его
    оценки, наглядного представления данных в разной форме
    (таб лицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгорит-
    мов.
    — Приобретение начального опыта применения математи-
    ческих знаний для решения учебно-познавательных и учебно-
    практических задач.
    — Умения выполнять устно и письменно арифметические
    действия с числами и числовыми выражениями, решать тек-
    стовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии
    в игре, исследовать, распознавать и изображать геометри-
    ческие фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и
    диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и ин-
    терпретировать данные.
    — Приобретение первоначальных навыков работы на ком-
    пьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с «меню», на-
    ходить информацию по заданной теме, распечатывать её на
    принтере).— Определение общей цели и путей её достижения: умение
    договариваться о распределении функций и ролей в совмест-
    ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест-
    ной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение
    и поведение окружающих.
    — Овладение начальными сведениями о сущности и осо-
    бенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием
    учебного предмета «Математика».
    — Овладение базовыми предметными и межпредметными
    понятиями, отражающими существенные связи и отношения
    между объектами и процессами.
    — Умение работать в материальной и информационной
    среде начального общего образования (в том числе с учебны-
    ми моделями) в соответствии с содержанием учебного пред-
    мета «Математика».
    Предметные результаты
    — Использование приобретённых математических знаний
    для описания и объяснения окружающих предметов, процес-
    сов, явлений, а также для оценки их количественных и про-
    странственных отношений.
    — Овладение основами логического и алгоритмического
    мышления, пространственного воображения и математической
    речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его
    оценки, наглядного представления данных в разной форме
    (таб лицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгорит-
    мов.
    — Приобретение начального опыта применения математи-
    ческих знаний для решения учебно-познавательных и учебно-
    практических задач.
    — Умения выполнять устно и письменно арифметические
    действия с числами и числовыми выражениями, решать тек-
    стовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии
    в игре, исследовать, распознавать и изображать геометри-
    ческие фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и
    диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и ин-
    терпретировать данные.
    — Приобретение первоначальных навыков работы на ком-
    пьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с «меню», на-
    ходить информацию по заданной теме, распечатывать её на
    принтере).

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie