Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Чукальская основная общеобразовательная школа"
Республика Мордовия, Ардатовский район, село Чукалы
  • Эрзянь букварь 1 класс.
    Эрзянь букварь 1 класс
    Родной язык
    1-1 класс
    Автор
    Буянова Н.А.
    Серия
    Школа России
    Класс
    1-1 класс
    Предмет
    Родной язык
    Программа
    авторские программы по изучению эрзянского языка в начальных классах русскоязычных школ или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся(первый, второй и третий годы обучения):ВальчукЕ.В.,доцент кафедры дошкольного и начального образова
    Издательство
    Мордовское книжное издательство
    Вид материала
    учебник

    Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и

    разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики

    учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

    Программа подготовлена для учащихся, не владеющих мордовским языком, которым предстоит

    изучать эрзянский язык. Обучение предлагается вести на основе коммуникативно-

    деятельностного метода, при котором придумываются и организуются разнообразные игровые

    ситуации, которые приближают ребенка к восприятию языка в повседневной жизни. В процессе

    проведения занятий следует применять технические средства обучения и наглядность. На

    уроках используется не только практический языковой материал, но и решаются

    образовательно-воспитательные задачи: дети знакомятся с праздниками, традициями и

    обычаями мордовского народа, осознают  собственную национальную принадлежность;

    воспитываются в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.


     

    Цели и задачи обучения:

    пробудить у детей интерес и стремление к общению на эрзянском языке, создать настрой для

    дальнейшего его изучения;

    воспитывать детей в духе уважения к мордовскому народу, его истории и культуре;

    научить школьников воспринимать и понимать эрзянскую речь на слух, говорить и читать по-

    эрзянски в пределах доступной им тематики, предусмотренной программой;

    формировать у детей навыки коммуникативного общения с учетом программного речевого

    материала;

    ознакомить учащихся с устно-поэтическим творчеством мордовского народа, с его традициями

    и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством, культурой.


     

    Программа опирается на принципы:

    -коммуникативной насыщенности (язык будет усваиваться тем лучше, чем больше будет

    общения на этом языке);

    -переход от аудирования к письму (в начальном периоде нужно научится понимаю речи

    (слушание, аудирование) и говорению, а потом уже к чтению и письму)

    -комбинированного подхода к построению урока – слушание, чтение, письмо (дети на

    одном и том же уроке слушают, спрашивают, разговаривают, рассказывают, а также читают и

    пишут);

    -синтаксической опоры при усвоении лексики и грамматики (лексика и грамматика,

    предусмотренные программой, усваиваются в большей степени, если при образовании новых

    слов и их форм учитель будет опираться на синтаксис);

    -применения лексико-грамматических аналогов родного языка детей (при обучении

    эрзянскому языку учитель прибегает к родному языку детей, обращает их внимание (в том или

    другом случае), как это можно выразить на родном языке)

    Здесь осуществляется систематизация приобретённых знаний, умений и навыков, их

    дальнейшее совершенствование, в том числе совершенствование умений школьников

    самостоятельно решать

    совершенствование, в том числе совершенствование уменийшкольников самостоятельно решать

    коммуникативные задачи в различных ситуациях (в рамках программных требований),выражать

    на элементарном уровне личное отношение к воспринимаемой и передаваемой информации.

    Происходит усложнение устной и письменной речи по сравнению с первым и вторым годами

    обучения. Устные высказывания строятся как на основе прочитанного, так и на основе

    прослушанного текста. При этом более последовательно проводится работа по развитию у

    учащихся умений выражать личностное отношение к услышанному.

    Значительно усиливается направление на чтение и письмо. Языковой материал доводится до

    понимания учеников через применение разговорных и произносительных упражнений.

    Характерными особенностями чтения являются прочтение всего текста в медленном темпе, точное

    понимание основного содержания и запоминание содержания для последующего пересказа.

    Необходимо соблюдать интонации повествовательного, вопросительного и восклицательного

    предложений. Задачи письма определяются выработкой таких умений и навыков, как

    -списывание с печатного текста с дополнительными заданиями;

    -выписывание из текста слов, словосочетаний, предложений;

    -письмо по памяти;

    -письмо под диктовку;

    -самостоятельное письменное высказывание (4-6 предложений)

    Большое внимание нужно уделять лексике, лексической стороне речи. Предполагается ввести в

    объёме 300 лексических единиц для продуктивного усвоения и 200 лексических для рецептивного

    усвоения.


     

    Место предмета в учебном плане:

    Программа рассчитана на проведение занятий в 4 классе- 1 часа в неделю (34 часа в год). Обучение

    начинается с устного курса, затем дети должны научиться читать по учебнику на эрзянском языке и

    выполнять различные грамматические устные и письменные задания, составлять и переводить

    тексты, задавать вопросы, вести беседу.

    Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

    Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

    Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

    Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

    Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

    Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

    Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

    Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

    Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

    Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

    Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

    Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

    Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.


     

    Планируемые результаты изучения курса

    Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня     начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка — систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
     Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
    В состав основных видов УУД входят 4 блока: 1) личностный, 2) регулятивный, 3) познавательный, 4) коммуникативный.


     

    Личностные результаты

    • представление о своей этнической принадлежности;

    • развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;

    • представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);

    • осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;

    • осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;

    • представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;

    • положительное отношение к языковой деятельности;

    • заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;

    • понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

    • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

    • этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;

    • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;

    • представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.


     

    Метапредметные результаты


     

    Регулятивные универсальные учебные действия


     

    • принимать и сохранять цель и учебную задачу;

    • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

    • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

    • учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;

    • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

    • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

    • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

    • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

    • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

    • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.


     

    Познавательные УУД

    • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

    • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

    • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

    • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

    • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

    • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;

    • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

    • осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

    • составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);

    • составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

    • анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);

    • осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

    • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

    • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

    • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;

    • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

    • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

    • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);

    • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;

    • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.


     

    Коммуникативные УУД

    • слушать собеседника и понимать речь других;

    • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

    • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

    • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

    • задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;

    • признавать существование различных точек зрения;воспринимать другое мнение и позицию;

    • формулировать собственное мнение и аргументировать его;

    • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

    • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;


     

    Предметные результаты

    - усвоить словарь и весь лексический материал, предназначенный для первого года обучения;

    - правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания, и предложения мокшанского языка, соблюдать интонацию повествовательных и восклицательных предложений;

    - понимать речь учителя, детей, речь в звукозаписи в объёме программы;

    - уметь отвечать на вопросы одним словом или предложением, самому задавать вопросы, вести небольшой диалог;

    - называть своё имя и спрашивать имена других, понимать обращённую к ним речь в рамках предусмотренного программой языкового материала;

    - давать краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существенные признаки: цвет, вкус, размер, принадлежность;

    - рассказывать о себе, о своей семье, о жизни в школе в форме краткого изложения;

    - составлять из 3-5 предложений по вопросам учителя или по картинке небольшой рассказ наблюдаемой или воображаемой ситуации;

    - усвоить несколько произведений из устно-поэтического творчества мордовского народа: песенки, считалки, загадки, сказку и воспроизводить их наизусть.

    В области говорения:

    *Уметь поздороваться,представиться, поблагодарить, попрощаться, поздравить, пригласить участвовать в игре;

    *уметь задать общий и специальный вопрос и ответить на вопрос

    собеседника в пределах тематики общения;

    *кратко рассказать о себе, своей семье, друге, школе, описать картинку;

    В области аудирования (произношения ):

    *понимать на слух учителя, одноклассников, основное содержание небольших текстов;

    *воспроизвести наизусть изученные произведения детского фольклора.

    В области чтения:

    *развивать технику чтения вслух;

    *читать про себя и понимать полностью тексты, построенные на изученном языковом материале.


     

    В области письма:

    *писать краткое поздравление и личное письмо (с опорой на образец );

    *списывать тексты с различными видами заданий.


     

    Требования к уровню владения эрзянским языком:

    Одной из задач обучения эрзянскому языку является закрепление лексического и грамматического материала, предложенного в первом году обучения. Обогащение словаря может происходить как за счет расширения содержания уже изученных тем, так и посредством ознакомления с новыми темами, такими, как «Игры детей», «В селе», «В городе», «Золотая осень», «Поздняя осень», «Встреча гостей», «8 марта - женский праздник», и т.д.

    Должна продолжаться работа по систематическому расширению речевых навыков детей, усвоению различных явлений грамматического строя эрзянской речи. Ожидаемыми результатами формирования умений и навыков детей должны стать:

    употребление грамматических правил эрзянского языка для правильного объяснения ситуации на ознакомительном уровне, решение определенных коммуникативных задач (просьба, команда, отрицание, объяснение, рассказ и т.д.);

    обозначение множественности предметов, признаков, действий;

    обозначение принадлежности предмета к определенному лицу;

    применение способов выражения утверждения и отрицания в различных фразовых конструкциях;

    употребление послелогов для обозначения местонахождения предметов;

    усвоение некоторых особенностей эрзянского языка (отсутствие грамматической категории рода, согласование личных местоимений с глаголами в роде, числе);

    активизация диалогового общения;

    развитие связной речи и грамматических навыков через игровые ситуации;

    обеспечение переноса грамматических навыков, предоставление детям возможности использования их на новом лексическом материале

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie